ГОРОД КАЗАНЬ В Российском государстве две столицы. Первая по значению — город Петербург, вторая—Москва." Казань находится в 1400 километрах от Петербурга. Красивый, хорошо застроенный город. Озеро Кабан и Булак делят Казань пополам. К югу от них находятся мусульманские постройки. Есть они и в окрестностях Казани — в слободах Бишбалта и Ново-Татарская, возле Порохового завода. На всей этой территории четырнадцать мечетей. При каждой мечети имеется большое медресе. Есть у мусульман своя площадь, называемая Печан базары — Сенной базар. Ее окружает около двухсот лавок. Торговлю в них ведут мусульмане. Самый ходовой товар — мануфактура, чай, сахар и все то, что едят и пьют. Ремесленники торгуют шапками, ичигами, кавушами! и прочими изделиями своего ремесла. Только обуви мужской и женской за год в Казани изготавливается на 250 тысяч рублей, и все это — дело рук мусульманских умельцев. Много в Казани мастериц среди женщин, которые трудятся в основном над изготовлением тюбетеек, такии 2, калфаков 3. В одной только Казани за год шьют более 600 тысяч головных уборов. Ежегодно здесь печатается около 500 тысяч книг, в том числе и Коран. Есть у мусульман свои мыловаренные, суконные, а также
1 К а в у ш и — национальные мягкие кожаные калоши,
5 Т а к и я — вид женского головного убора, вышитого жемчугом.
з Калфак — национальный женский головной убор, расшитый бисером или жемчугом.
свечной заводы. Издавна славится и восхваляется всеми казанское мыло. Растет Казань, увеличивается из года в год. Судя по календарю пятидесятых годов, в городе было 45 тысяч человек, а сейчас их насчитывается около 81—82 тысяч. На неделе в Казани бывает три больших базара — в понедельник, среду и пятницу. Больших площадей, где проходят базары, тоже три: Сенная, Рыбная и Хлебный базар. В дни базаров отовсюду в Казань стекается добро и нет ему конца и края. И никто еще не увозил свой товар обратно — иногда ввезенного оказывается недостаточно. И самое большое оживление — в мае на Булаке, где каждый год проходит весенняя ярмарка Ташаяк.
МЕЧЕТИ КАЗАНИ
До царствования Екатерины II в Казани каменных мечетей не было. Были лишь холодные помещения, кое-как сколоченные из досок. Как рассказывает старый Мустафа ага, при жизни Хромого Каратуна ' в Казани не осталось ничего, похожего на мечеть. Для сотворения намаза мусульмане собирались в ветхих шалашах, крытых древесной корой. После смерти Хромого Каратуна мусульмане почувствовали облегчение. Примерно в 1770-е годы, воспользовавшись приездом в Казань Екатерины II2, самые почитаемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им построить каменные мечети. Царица Екатерина, приняв прошение казанских баев, дала свое согласие и сама указала место строительства. Она проявила большое великодушие к мусульманам и, бывая среди них, расспрашивала, не терпят ли они беды от русского народа. Мусульмане же, нисколько не жалуясь на русских, отвечали ей: «Слава аллаху, не ведаем никаких мучений». Рахматулла Амирханов рассказывал так: после получения согласия царицы был заготовлен материал и началось строительство здания каменной мечети. В первую очередь были построены мечеть Зффенди и мечеть Баев. Их постройкой с большой
1 Хромой Каратун — Лука Канашевич, архиерей, насильственно насаждавший христианство срс/:и мусульман.
2 Екатерина II была в Казани в 1767 году.
поспешностью занялись самые состоятельные баи города, желая как можно скорее использовать благоприятный случай, предоставленный царицей Екатериной П. Но спешка привела к тому, что при закладке здания было неточно определено направление на Мекку, поэтому кыбла в обеих мечетях оказалась несколько смещенной. (Мечеть должна быть обращена фасадом к святыне мусульман Каабе п городе Мекке.) Когда дело, дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его вцсотой, написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения». Строительство обеих мечетей было закончено в 1771 году. Первую, как мы уже говорили, назвали мечеть Эффенди, вторую — мечеть Баев.
...Каменная мечеть известна в народе под названием Голубая. Раньше на ее месте стояла деревянная, которую впоследствии разобрали и перенесли в село Кавал. Голубую мечеть построил Исай Ахмет в 1812 году.
Третья каменная мечеть. Ранее на ее месте также стояла деревянная, построенная человеком по имени Апри в 1769 году. Так называли Абдурашида Мучтукова, сына Мустафы. В 1871 году эта мечеть сгорела и вместо нее бай Садык Бурнаев выстроил каменную, известную под названием Бурнаевской.
В Азимовском, или как его еще называют Заводском, приходе стоит сейчас вторая деревянная мечеть. Первую строил Маджид хаджи ', а когда она обветшала, вторую построили Азимовы.
Мечеть Базарная построена баем Габидуллой Юну-совым в 1845 году.
Пятая каменная мечеть в наше время входит в приход Ахмет хазрета. Раньше, когда на Сенном базаре не было своей мечети, он назывался приходом Сенного базара, Прежде здесь стояла деревянная мечеть. Каменную построил Муса бай, сын Салима из Урнаш-Баши в начале XIX века.
1 Хаджи — человек, совершивший паломничество в Мекку, СБИТОЙ.
Девятая каменная мечеть сейчас известна как мечеть Джиганши. Выстроил ее покойный Джиганша Усманов в 1868 году, а открыл приехавший по этому поводу его преподобие муфтий '.
Приход каменной мечети в Ново-Татарской слободе называют приходом Мачке, по имени живущего там известного бая Мачке, а мечеть носит название Большой каменной. Построил ее в 1801 году Габдулла бай из. Маскары.
Каменную мечеть в Ново-Татарской слободе отстроил в 1802 году Ракый бай. Ее считают мечетью Среднего прихода, а раньше называли приходом Махмуда муллы. Первым имамом2 был Махмуд мулла, сменил его Абу-бакир мулла, а затем заступил Габдельгафур мулла с одним своим помощником.
Малую каменную мечеть известного сейчас прихода в Ново-Татарской слободе раньше называли мечетью Дамеллы. Построил ее Муса Апанаев. Имамами и му-даррисами в ней были Хамид мулла, Мухаммед дамелла и Шахи хазрет.
Мечеть в слободе Бишбалта прежде была деревянной. Новая построена Юнусовыми совсем недавно. Прежние имамы неизвестны, а в последнее время в ней служил Габдельислам мулла.
Не знаю, была ли раньше мечеть в Пороховой слободе, но эту построил казанский купец Муса, сын Муна-сиба, известный также под именем Менгер Муса, в 1809 году.
Сейчас в Казани и слободах насчитывается 14 мечетей, которые объединяют 12 тысяч душ мусульман.
...Каменная мечеть известна как Новый приход. Располагается она при въезде в Ново-Татарскую слободу. Ее построил благоверный Мухаммеджан сын Назыра в 1874 году.
НЕКРОЛОГИ И МОГИЛЬНЫЕ КАМНИ
Или несколько слов о выдающихся людях и ученых прошлого, а также замечания о некоторых могильных плитах.
1 Муфтий — глава мусульманского духовенства, а И м а м — приходский мулла.
Мулла Габденнасыр аль Курсави — духовный наставник и учитель деревни Курса Казанской губернии и уезда — поистине один из заслуживающих уважения ученых эпохи, приобретший известность как не чуждый новых веяний мулла. Любое свое суждение стремился он вынести из Корана, в соответствии с ним творил суд справедливости. При этом повторял: «Не прошли еще •времена познания нового, и пусть каждый сообразует свои действия согласно разуму и воле. Постыдно следовать общему потоку мысли». И еще будто бы заявлял: «После ученого Тафтазани человека, подобного мне, не бывало на свете. У муллы Курсави множество трудов и статей. Одна из них — комментарии к книге «Гакаид эн-насфи», где в отличие от других трудов по правоведению сказано, что «свойства бога воплощены в сущности самого бытия». Это высказывание вызвало ожесточенные нападки со стороны бухарских ученых. Когда крамольные мысли дошли до самого эмира, он приказал вывести муллу Габденнасыра на площадь суда и подвергнуть мучительным пыткам. Друзья и единомышленники обступили его с уговорами, откажись, мол, от своих слов, иначе лишишься головы. Окруженный палачами с саблями наголо, мулла Габденнасыр отказался от сказанного и только так заслужил прощение эмира. Мысль, возмутившая правителя Бухары и ученых, заключалась в том, что он писал: «Поиски и нахождение истины кроются не в слепом поклонении верованиям и идолам древности, а в критическом их осмыслении вплоть до исключения ненужных из них, ибо это свойство и право человека, данные ему богом. Нельзя веровать по-старому». Звучат они и в комментариях к «Хафтияку ша-рифу» — книге, широко известной и читаемой в народе. Напечатана она в 1863 году.
Помимо этих трудов есть у него еще ряд произведений. Например, сочинение о вечерней заре — шафак. Начинается оно словами о том, что «все многочисленные упоминания аллаха в Коране есть не что иное, как единая восхваляющая его молитва». В конце имеются записи о намазе ' «ясту» — молитве, совершаемой после вечерней зари. Содержание записей сводится к следующему: «Человек должен трудиться во всю меру
1 Намаз — богослужение, молебен.
своих способностей. Труд — знамение времени. Нет конца эпохе деятельности'».
Родился мулла Габденнасыр аль Курсави примерно в 1765 году. Умер от чумы в 1813 году в Стамбуле во время паломничества в Мекку. В один день эпидемия унесла десять человек, прибывших сюда из Казани. Говорят, что многие из них были учениками Габденна-сыра. До этого ученый много лет преподавал в родном ауле.