Материал http://achasyr.ru/publ/4-1-0-2 сайтыннан алынды
Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыйри
Дом, где открыт музей, был перевезен в село Большие Ачасыры в 1947 году из деревни Малые Ширданы, родины Каюма Насыри. Перевез дом, сохранил обстановку и безвозмездно передал его музею в 1982 году житель деревни Зарипов Габдельгани Минзарипович.
Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыйри представляет собой усадьбу татарского крестьянина крнца XIX - начала ХХ века и связан с именем выдающегося татарского ученого-просветителя Каюма Насыйри (1825-1902). В состав комплекса входят: дом крестьянина, "клеть жениха", хлев и сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня.
Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов - кожаный диван-канапе и деревянный стол- шкаф, по преданию сделанные руками Каюма Насыйри, полный русско-татарский словарь, составленный Каюмом Насыри, с личной печатью автора, три чайные пары из фарфора с надписью "Кузнецов" арабским шрифтом (такие маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов). Представлено генеалогическое дерево Каюма Насыйри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б. Ачасыры, описанные в трудах К. Насыри. Интересны настенные часы (конец XIX века) деревенского муллы А. Тагирова, отец которого передал К. Насыри данные родословные.
В "клети жениха" находятся лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской находится саке (лежанка, по преданию сделанная К. Насыйри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIX века. Под навесом располагаются сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.
МУЗЕЙ КАЮМА НАСЫЙРИ
Насыри Каюм (1825-1902), татарский ученый-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель.
К.Насыйри (Габделкаюм Габденнасырович Насыров) родился 14 февраля 1825 г. в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 г. К.Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 г. Здесь он изучал арабский, персидский языки, тайно от других изучал русский.
В 1855-1870 гг. он преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позже Казанской духовной семинарии. В последующие годы он занимается обучением татарских детей русской грамоте.
С 1879 г. всю свою жизнь К.Насыри полностью посвящает литературной и научной деятельности. Вообще он был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.
Он создает, наряду с многочисленными художественными произведениями, фундаментальные (основные) труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству, литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в том числе и по различным отраслям науки.
В течение 24 лет К.Насыри издавал настольный ежегодный календарь на татарском языке, где наряду с чисто календарным помещалось много научного и литературного материала. Поэтому К.Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.
Неутомимая научная и литературная деятельность, огромное творческое наследие Каюма Насыри снискали ему глубокое уважение и любовь татарского народа за неоценимый вклад в дело сохранения и изучения национальной культуры.
К.Насыри умер 2 сентября 1902 г.
1 марта 1997 г. в с. Б.Ачасыры Зеленодольского района открылся архитектурно-этнографический музей им. К.Насыри.