Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Календар

«  Декабрь 2024  »
ДшСшЧшПҗҖмШмЯк
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Сораштыру

"Китап-әт-тәрбия" не эшегездә яки бала тәрбияләүдә кулланасызмы?
Всего ответов: 1227

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Җомга, 13.12.2024, 02:46
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Олы Ачасырдагы комплекс


Материал http://achasyr.ru/publ/4-1-0-2 сайтыннан алынды

Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыйри

Дом, где открыт музей, был перевезен в село Большие Ачасыры в 1947 году из деревни Малые Ширданы, родины Каюма Насыри. Перевез дом, сохранил обстановку и безвозмездно передал его музею в 1982 году житель деревни Зарипов Габдельгани Минзарипович.

Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыйри представляет собой усадьбу татарского крестьянина крнца XIX - начала ХХ века и связан с именем выдающегося татарского ученого-просветителя Каюма Насыйри (1825-1902). В состав комплекса входят: дом крестьянина, "клеть жениха", хлев и сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня.

Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов - кожаный диван-канапе и деревянный стол- шкаф, по преданию сделанные руками Каюма Насыйри, полный русско-татарский словарь, составленный Каюмом Насыри, с личной печатью автора, три чайные пары из фарфора с надписью "Кузнецов" арабским шрифтом (такие маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов). Представлено генеалогическое дерево Каюма Насыйри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б. Ачасыры, описанные в трудах К. Насыри. Интересны настенные часы (конец XIX века) деревенского муллы А. Тагирова, отец которого передал К. Насыри данные родословные.

В "клети жениха" находятся лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской находится саке (лежанка, по преданию сделанная К. Насыйри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIX века. Под навесом располагаются сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.

Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыри Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыри Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыри

МУЗЕЙ КАЮМА НАСЫЙРИ 

Насыри Каюм (1825-1902), татарский ученый-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель. К.Насыйри (Габделкаюм Габденнасырович Насыров) родился 14 февраля 1825 г. в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 г. К.Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 г. Здесь он изучал арабский, персидский языки, тайно от других изучал русский. В 1855-1870 гг. он преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позже Казанской духовной семинарии. В последующие годы он занимается обучением татарских детей русской грамоте. С 1879 г. всю свою жизнь К.Насыри полностью посвящает литературной и научной деятельности. Вообще он был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он создает, наряду с многочисленными художественными произведениями, фундаментальные (основные) труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству, литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в том числе и по различным отраслям науки. В течение 24 лет К.Насыри издавал настольный ежегодный календарь на татарском языке, где наряду с чисто календарным помещалось много научного и литературного материала. Поэтому К.Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом. Неутомимая научная и литературная деятельность, огромное творческое наследие Каюма Насыри снискали ему глубокое уважение и любовь татарского народа за неоценимый вклад в дело сохранения и изучения национальной культуры. К.Насыри умер 2 сентября 1902 г. 1 марта 1997 г. в с. Б.Ачасыры Зеленодольского района открылся архитектурно-этнографический музей им. К.Насыри. 
По материалам Национальной библиотеки РТ. www.luch-nurlat.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18&Itemid=18


Copyright MyCorp © 2024
В верх страницы

В низ страницы