Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Календар

«  Декабрь 2024  »
ДшСшЧшПҗҖмШмЯк
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Сораштыру

Өегездә китапханә бармы?
Всего ответов: 1115

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Җомга, 13.12.2024, 01:30
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Каюм Насыйри урамы буйлап сәяхәт (2006 ел)


Прогулки по Казани: улица Каюма Насыйри

03.08.2006    В начале XXI  века в мире все более популярным становится культурологический туризм. Для полного погружения в ту или иную историческую атмосферу строятся целые стилизованные комплексы. В Казани ничего подобного возводить не надо, пока существует уникальная атмосфера улиц Старо-Татарской слободы. К сожалению, эта заповедная территория города теряет свою целостность.

Улица Каюма Насыри – центральная и одна из самых богатых аристократических улиц Старо-Татарской слободы. Здесь издавна селились знатные татарские семьи, купцы-промышленники, представители высшего духовенства.

Старо-Татарская слобода - историческая часть Казани, сохранившаяся с XVI века как средоточие татарской городской культуры. Это единственный в мире сохранившийся памятник городской культуры татарского народа XVIII - начала XX вв.


 Слобода расположена в центре города, на берегу озера Кабан и протоки Булак. Формироваться эта уникальная территория города начала после завоевания Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, когда часть татар была выселена на берега озера Кабан. На протяжении веков слобода являлась религиозным и общественным центром татарского населения Казани, районом, где концентрировалась татарская культура, торговля и промышленность. Здесь функционировал знаменитый "Восточный клуб", где собирались представители татарской культуры и общественности, работала первая татарская профессиональная театральная труппа "Сайяр", первая публичная мусульманская библиотека, располагались редакции большинства татарских газет, действовали учебные заведения, в том числе знаменитые татарские медресе "Мухаммадия",
"Марджания" и "Касимия". Архитектурный облик слободы составляют особняки, дома и усадьбы татарской буржуазии и средних слоев населения, мечети, гостиницы, производственные здания. В 1998 году постановлением главы администрации Казани на территории слободы образована историко-культурная заповедная территория "Иске Татар бистэсе" ("Старо-Татарская слобода") - комплексный памятник градостроительства, ландшафта, истории и архитектуры, расположенный на 88 гектарах исторического центра города, включающий 75 памятников истории и культуры.

Улица появилась в середине XVII-XVIII  вв. Свое первоначальное название – Захарьевская - получила от находившейся на ней церкви "Захарии и Елизаветы", разобранной из-за ветхости в 1825 году. В 1930 году улица названа в честь татарского ученого-энциклопедиста Каюма Насыри (1825-1902).

В самом начале улицы находится дом Казаковых (Насыри,3). Двухэтажное здание в классицистическом стиле построено по проекту архитектора П.В.Тихомирова в 1853 году. Бывшие владельцы дома Казаковы - известные казанские купцы и общественные деятели. В начале XIX  века потомственный почетный гражданин Мухаммадзян Казаков вел торговлю с Персией и Кавказом, его потомок Мухаммадшакир занимался строительством и покупкой доходных домов. В начале XX  века сыновья Мухаммадшакира учредили товарищество "Торговый дом братьев Казаковых и Ко", занимались благотворительностью, жертвовали средства на строительство мечетей. Табличка на здании указывает, что дом является архитектурным памятником XIX  века. В XXI  веке дом Казаковых имеет вид неприглядный – обгоревший фасад и выбитые окна.

Соседний дом – также памятник архитектуры – находится в подобном состоянии. Это дом Кушаевых (Насыри,5), построенный в 1862 году архитектором П.В.Тихомировым. Из династии казанских купцов Кушаевых наиболее известны ее родоначальник Муртаза Кушаев (1790-1869), основатель фирмы по оптовой продаже бакалейных изделий и Абдрахман Кушаев (1862-после 1917), гласный Казанской городской думы, попечитель Первой соборной мечети Казани и медресе "Марджания". Двухэтажный дом купцов Кушаевых когда-то имел антресоли, остекленную веранду над входом и въездные каменные ворота. Рядом с домом располагался флигель и кирпичные службы. Здание представляет собой тип купеческой усадьбы, широко распространенного среди татарского населения Казани во второй половине XIX века. Здание флигеля Кушаевых ныне в полуразрушенном состоянии, а соседние жилые дома, построенные в конце XIX  века, и вовсе уничтожены.


На другой стороне улицы стоит двухэтажный бревенчатый жилой дом, построенный во второй половине XIX века. Мемориальная табличка на здании указывает, что улица названа в честь татарского ученого-просветителя, педагога и писателя Каюма Насыри.

В соседнем доме (Насыри,10) в 1858-1889 годах жил соратник Насыри, татарский ученый Шигабутдин Марджани (1818-1889). Дом выдающегося философа, историка и просветителя Марджани был своеобразным центром в Старо-Татарской слободе. Здесь бывали представители духовенства, деятели науки и культуры, купцы. Двухэтажный полукаменный дом в классицистическом стиле был построен в 1858 году. Внешнее декоративное оформление дома представляет собой пример использования господствующих русских приемов и ордерных форм в деревянном зодчестве казанских татар. Ныне здание утратило свою полихромность, утрачены ворота, появились пристрои, произведена частичная внутренняя перепланировка.

 

Рядом - одноэтажное здание на цокольном этаже с резными  наличниками в классицистическом стиле (Насыри,12). Вторая часть здания – кирпичная с кирпичными же проездными воротами. Здание построено во второй половине XIX века.

Напротив дома Марджани – два здания, принадлежавшие казанскому купцу и общественному деятелю Бурганутдину Муллину (Насыри,11,13). Купец Муллин торговал чаем и сахаром. Являлся гласным Казанской городской думы и членом городской управы. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Пожертвовал средства на строительство медресе "Марджания", открытие Мусульманского благотворительного общества. Дом и флигель Муллина построены в конце XIX века. Дом – типичный памятник татарского народного зодчества.


Достопримечательностью улицы является мечеть Марджани (Насыри, 17). Это одна из первых каменных мечетей Казани. Подробнее о мечети.

Недалеко от мечети на месте снесенных деревянных зданий возводятся новые постройки.

На четной стороне улицы – двухэтажный дом, принадлежавший в XIX веке Юнусовым (Насыри,24). Основатель династии казанских купцов, предпринимателей и общественных деятелей Юнусовых Мухаммадрахим владел кожевенным заводом в Казани. Его потомкам принадлежали мыловаренные, свечные, юфтовые, бумаго-прядильные производства. Юнусовы основали и содержали Мусульманский детский приют, пожертвовали деньги на строительство Юнусовской, сенной и ряда других мечетей. Дом Юнусовых построен в 1858 году по проекту архитектора П.Т.Жуковского. Здание в классицистическом стиле обшито тесом и узкой рейкой.

Вторая мечеть на улице Каюма Насыри – Апанаевская (Насыри,27). Если мечеть Марджани имеет парадный вид, который не портит строительный кран, то Апанаевская мечеть, загороженная лесами, выглядит довольно уныло. Подробнее о мечети.

Рядом с Апанаевской мечетью - угловое кирпичное здание со скошенным углом, в XIX веке это был жилой дом. Здание построено в стиле эклектики.

Несколько уникальных строений, расположенных в этой части улицы Каюма Насыри вплоть до тупика на пересечении с улицей Сафьян, до наших дней не сохранились.

В неплохом состоянии находится памятник жилой архитектуры XIX  века – дом Исанбаевых (Насыри,33).

Сохранился дом (Насыри,38), в котором в 1929-1969 годах жил известный татарский ученый-филолог, педагог и просветитель автор учебников татарской литературы для средних школ Якуб Халилович Агишев (1899-1972).

В конце улицы (Насыри,40) -  дом З.Б. Усманова. Купец Зиганша Усманов владел мастерской по производству карет, пожертвовал средства на строительство мечети в Казани (современная Султановская мечеть). Его сын построил при мечети медресе и был бессменным попечителем и содержателем этого учебного заведения. Дом Усманова построен в 1853 году по проекту архитектора А.И.Песке. Здание представляет собой архитектурный памятник в стиле классицизма.

Дом Апанаевых (Насыри,37), один из старейших купеческих домов Старо-Татарской слободы сегодня находится в удручающем состоянии. Кирпичное двухэтажное здание было построено по заказу купцов Апанаевых во второй половине XVIII века. Династия казанских купцов, предпринимателей, религиозных и общественных деятелей Апанаевых известна с XVII века.  Апанаевы в разное время владели кожевенными и мыловаренными заводами, широко занимались благотворительной деятельностью. В прошлом фасад дома имел ярко выраженные черты подражания классицизму: фронтон над центральной частью фасада, круглые лепные медальоны над окнами и др. Нижний этаж дома был занят кладовыми. Огромный двор с двух сторон окружался складами. Рядом с домом был плодовый сад, выходивший на озеро Кабан. Сад заканчивался обрывом, выложенным кирпичом с парапетом наверху и складскими помещениями в толще обрыва. При реконструкции в 1960-70-х годах дом Апанаевых был надстроен третьим этажом. Сегодня пустующий дом Апанаевых обнесен металлическим забором

Завершает улицу второй дом Апанаевых, расположенный на пересечении улиц Насыри и Сафьян. Двухэтажное каменное здание периода раннего классицизма с элементами, характерными для барокко, построено во второй половине XVIII века. Это типичный образец жилого купеческого дома. Во дворе находились обширные службы с традиционными навесными остеклененными галереями, соединявшиеся с домом.

Рядом активно ведутся строительные работы – воздвигается современная многоэтажка. А до памятников старины, похоже, никому нет дела.

Использованные материалы:

  • Амиров К.Ф. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. Казань, 1995.
  • Казань в памятниках истории и культуры. Казань, 1982.
  • Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. Каталог-справочник. Казань, 1993.

Материал http://info.tatcenter.ru/article/40772/ алынды


Copyright MyCorp © 2024
В верх страницы

В низ страницы