Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Сораштыру

"Китап-әт-тәрбия" не эшегездә яки бала тәрбияләүдә кулланасызмы?
Всего ответов: 1227

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Пәнҗешәмбе, 28.11.2024, 09:57
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Язмалар


Главная » Статьи » Аның турында истәлекләр

ТАТАРСКИЙ УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЮМ НАСЫРИ

Модернизация российского образования, повышение его конкурентоспособности, уровня ресурсного обеспечения важнейших сфер экономики, жизнедеятельности народа немыслима сегодня без определения стратегических направлений его развития. Видению перспективы эффективного развития российского образования, определению стратегических целей во многом способствует анализ инновационных идей, предложенных и осуществленных в прошлом просветителями земли российской. Великий Шекспир писал: "Прошлое - это пролог будущего".

2005 год знаменателен для педагогической культуры народов Поволжья и в целом Российской Федерации. Празднуется 1000-летие Казани - города науки и образования, города с впечатляющей историей развития педагогической мысли и просвещения, отмечается 200-летие одного из первых и лучших российских университетов и, вместе с тем, 180-летие со дня рождения выдающегося татарского просветителя, ученого, писателя и педагога-гуманиста Каюма Насыри (1825 - 1902).

С его именем связаны многие процессы в системе образования татарского народа, которые и сегодня являются предметом изучения ученых и педагогов страны. Каюм Насыри всю свою жизнь боролся с невежеством, ратовал за скорейшее распространение знаний, ибо он был глубоко убежден, что только через образование можно поднять экономический, социальный и культурный уровень народа, приобщить татар к российской, а через нее - к мировой культуре и науке.


В этом заключалась его стратегическая линия жизни, в этом видел он свой гражданский, сыновний долг перед народом. В XIX в. в России благодаря реформам, инициированным монархами, в частности, Александром II, происходил неуклонный подъем образования всех российских народов. (Эти усилия еще предстоит оценить исследователям с учетом объективных разноплановых трудностей того исторического периода.) В системе образования татарского народа постепенно складывалось инновационное направление, которое вошло в историю под названием джадидизм. Происхождение термина связано с внедрением в обучение нового метода "усул джадид", возникшего благодаря реформе традиционного конфессионального образования при разработке звукового метода обучения. В учебные планы мусульманских медресе в противовес средневековой схоластике включаются светские культурологические и научные дисциплины, и Каюм Насыри был одним из подвижников осуществления таких реформ татарского образования, учеником и последователем другого великого педагога, общественного и религиозного деятеля Ш. Марджани.



Каюм Насыри родился 14 февраля 1825 г. в Свияжском уезде Казанской губернии. В доме отца, муллы Абданнасира, он получил начальное образование, а по достижении 16 лет продолжил свое образование в самом престижном медресе Казани. В течение пятнадцати лет молодой человек изучал мусульманское право, арабский, персидский, турецкий и русский языки, готовился к преподавательской деятельности. Как пишут исследователи, он уже тогда понимал, что учитель должен обладать высокой интеллектуальной культурой, профессиональным мастерством, высоким национальным самосознанием и научным мировоззрением. Понимая, что мир без образования беден, К. Насыри искал наиболее эффективные, инновационные пути к тому, чтобы плоды просвещения, знания как можно глубже вошли в народную жизнь.

Будучи учащимся, он много занимался самообразованием, самостоятельно углубленно изучал русский язык, приобщался к великой русской культуре, с неподдельным интересом читал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Вместе с тем К. Насыри неустанно через труды аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Рушда и других великих мыслителей знакомился с гуманистическими традициями Востока. Каюм Насыри в эти же годы в качестве вольнослушателя посещал и слушал лекции ученых в Казанском университете, одном из крупнейших научных центров России. Приобщение к русской культуре дало возможность молодому человеку познакомиться с научной мыслью Европы, прогнозировать тенденции развития образовательной политики страны.

После окончания медресе Каюм Насыри был приглашен в качестве учителя татарского языка в православное духовное училище, а затем и в духовную семинарию. С 1855 г. по 1871 г. Каюм Насыри вел уроки татарского языка для будущих служителей Православной церкви, активно интересовался состоянием и особенностями подготовки священнослужителей. По тому времени это был смелый, можно сказать, героический поступок, так как мусульманское духовенство рассматривало такие действия как отступничество от своей религии, и это воспринималось как преступление. Но молодой человек не испугался, он основательно изучал, анализировал, сравнивал образовательные традиции, культуру, историю православной церкви и мусульманства. Молодой педагог всегда с большим уважением относился к людям другой веры, их культуре, языку и традициям и стремился личным примером, своими знаниями и внутренней культурой показать, что он представляет прекрасный татарский народ с его певучим языком, самобытной культурой и древними традициями.
Постоянное совершенствование своих знаний, стремление передать их окружающим делают Каюма Насыри ученым-энциклопедистом, мечтающим сделать свой родной народ просвещенным и достойным среди других народов России. По совету инспектора В. В. Радлова, Каюм Насыри открыл начальную школу для татарских детей с преподаванием в ней русского языка, и 1871 г. стал важной вехой в развитии образования татар, началом этапа усовершенствования преподавания русского языка. Всесторонняя подготовка, хорошее знание традиций восточной культуры, с одной стороны, и европейской научной мысли, с другой, позволили ему сделать первые шаги для их интеграции.

Среди представителей мусульманского духовенства было много противников этой новации. Они считали грехом, недостойным действием для правоверного мусульманина изучать чужой язык, культуру. По их мнению, все это подрывало традиционные устои семьи и общества. Но К. Насыри был глубоко убежден, что только хорошее знание русского языка может открыть доступ к мировой культуре и науке. Он писал: "Человек, выполнивший работу без науки, - это все равно, что человек, путешествующий без дорог". Понимая, что без знания титульного языка своей страны полюбить ее невозможно, Каюм Насыри много труда вложил в то, чтобы татары успешнее изучали русский язык, культуру и традиции России, чтобы между двумя исторически спаянными народами - русским и татарским - царили мир, взаимопонимание и взаимоуважение. Овладев теорией и практикой учебно-воспитательного процесса, К. Насыри во многом основывался на позициях великого русского педагога и просветителя К. Д. Ушинского и ратовал за развитие народной школы. Он создал серию учебных пособий, таких, как "Правила русского чтения" (1889), "Краткая русская история" (1890), "Грамматика русского языка" (1891), "Русско-татарский словарь" (1892). Педагогические идеи Каюма Насыри, разработанная им методика преподавания русского языка в национальной школе впоследствии были развиты известными учеными России - профессорами Л. З. Шакировой, А. Ш. Асадуллиным и др.

Каюм Насыри как педагог понимал, что в преодолении национального непонимания, предвзятости между русскими и татарами огромное значение имело ознакомление русского народа с историей и культурой татар. С этой целью он пишет об истории татарского народа, его традициях, обрядах, быте. Для русских школьников он составляет учебники и словари по татарскому языку, что сразу же вызвало глубокое уважение у русской интеллигенции, ученых к личности этого татарского просветителя. Он был тем ученым-языковедом, учителем языка, усилиями которого были заложены фундаментальные основы современного татарского языка. Им написаны научно-методические монографии по грамматике и синтаксису, морфологии и фонетике татарского языка, создан первый толковый словарь татарского языка, что сыграло важную роль в разработке научной терминологии в татарском языке.

Как писатель-просветитель Каюм Насыри внес существенный вклад в развитие татарской литературы. Благодаря ему татарская литература стала отходить от канонов восточной поэзии и взяла ориентацию на Запад. Он писал свои работы на татарском языке, пытался избавиться от необоснованных заимствований из арабского и персидских языков. В то же время он известен и как прекрасный переводчик многих замечательных повестей и рассказов с арабского, турецкого и персидского языков.

Будучи квалифицированным специалистом и знатоком татарской истории и культуры, Каюм Насыри регулярно читал лекции в Казанском университете на русском языке, помогал ученым в сборе исторических фактов из жизни татарского народа. Его перу принадлежат более 100 сочинений, научно-популярных книг, учебников, словарей, календарей. Просветительские идеи К. Насыри ярко отразились в его научных работах по истории, археологии, этнографии Татарии, литературе и культуре татарского народа. Они вызывают значительный интерес у исследователей и сегодня. Оценкой его успехов в научно-исследовательской работе стало то, что в 1885 г. он был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Важным условием просвещения народа педагог считал выпуск настольных календарей. На протяжении почти 30 лет он выпускал удивительно содержательные, пользовавшиеся спросом календари. В них он печатал заметки по различным проблемам быта народа и достижениям науки: истории, географии, литературы, языкознания, естествознания и т.д. Материалы, опубликованные в календарях, служат сегодня важным источниковедческим материалом для исследований, так как в них печатались научные заметки, рецензии и отзывы об изданных книгах, учебниках, давались некоторые советы читателям по вопросам морали, воспитания. Таким образом, его можно с полным основанием считать зачинателем татарской периодической печати. Не удивительно, что спустя 100 лет возобновилось издание таких календарей.

Каюм Насыри был глубоко убежден, что бедность, застой, вековую отсталость любого народа можно преодолеть только через просвещение, через развитие системы образования. Каждый ребенок, считал педагог, должен знать и изучать родной язык матери, жить в родной культуре, сохранять традиции старшего поколения, любить свой отчий дом, большую и малую родину, уважать своих соседей, изучая их язык, знакомясь с их культурой, верой, дабы не составить превратных представлении, и стремиться к вершинам современной науки. В этой глубокой мысли ученого заключено понимание воспитательного идеала человека.

В своей небольшой по объему "Книге о воспитании", содержащей наставления, поучительные истории и притчи, он поднимает многие проблемы нравственного воспитания молодежи, которые актуальны и в наше время. Например, он подчеркивал: "Воспитание нельзя понимать как хлопоты о кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер. И стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитие понятий приличия". Важным источником нравственного воспитания К. Насыри считал Коран - священную книгу мусульман. В Священном Коране более 700 раз говорится о важности воспитания и образования мусульманина, о вопросах формирования добропорядочного человека. Коран состоит из 114 сур, в книге К. Насыри 113 наставлений. Действующими лицами в "Книге о воспитании" являются пророки, праведники, мудрецы и простые люди. Но эта книга не религиозный трактат, а сборник мудрых правил, педагогическое руководство по воспитанию подрастающего поколения. Она и сейчас может быть настольной книгой для читателей, родителей, учителей и воспитателей. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер и поэтому она универсальна для всех. На примерах из жизни мудрецов и простых людей автор описывает события, а затем делает выводы, подводит читателя к моральным наставлениям, которые изложены не в виде нравоучений и назиданий, а в форме житейской проблемы, простого совета, стратегии поведения на будущее. Обращения автора к читателю "О сын мой!", "Дети мои!" носят в себе огромный гуманистический смысл. Автор не возвеличивает себя, а на равных ведет диалог, идет к читателю навстречу, протягивает ему руку помощи, советует, помогает решить проблемы, предупреждает об опасности.

Первое наставление книги К. Насыри посвящает образованию. "Один мудрец так поучал своих детей: "О милые дети, послушайтесь моего совета - учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны на этом свете. Золото и серебро - лишь опасность для путника. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Постигайте же ремесла, учитесь приличиям"". Большое значение автор уделял проблеме обучения этикету. "Александра Македонского спросили: "Как удалось тебе добиться покорности на Востоке и Западе? Прежние правители не жалели ни войск, ни сокровищ, а не смогли завоевать столько стран". Александр ответил: "Я брал страны, но не обижал народ. А прежних правителей поминал только добром". О сын мой, видишь, сколь могуч воспитанный человек? Доброта и кротость берут города; надо быть добрым и снисходительным ко всем, остерегайся говорить дурно даже о своих врагах".

Особое внимание К. Насыри уделял проблеме сохранения здоровья человека, культуре его питания. И этому тоже посвящены наставления. "Известно, что один из персидских царей послал однажды лучшего своего лекаря к пророку в Аравию. Прожил лекарь несколько лет, но ни один человек не подошел к нему и не сказал: "Помоги мне". Тогда пошел он к пророку и пожаловался: "Я живу здесь много лет, но никто на меня внимания не обращает". Пророк ответил: "Люди здесь не едят, покуда не проголодаются, и отводят руку от еды раньше, чем насытятся". "Так вот почему они не знают болезней!" - воскликнул лекарь, поцеловал землю и ушел. Думаю, сын мой, ты понял смысл этой притчи. Не наедайся до отвала, неумеренность в еде ведет к болезням, умей довольствоваться малым".

Приведем ряд наставлений, которые составляют основу нравственного потенциала данной книги.

Наставление сорок первое. О сын мой, есть две группы людей, жизнь которых бессмысленна и бесполезна. Одни всю жизнь копят добро и не пользуются им. Другие всю жизнь копят знания, но не используют их для дела. Бойся оказаться в их числе.

Наставление шестидесятое. О сын мой, помни, что нельзя злом отвечать на добро. Никогда не презирай того, кто поделится хлебом. Жестокий человек наживает много врагов и рано погибает. Бойся жестокости.

Наставление восемьдесят третье. О сын мой, хотя и горька правда, никогда не криви душой. Если хочешь скрыть тайну от врага - не доверяй ее другу. Будь почтителен со старшими и не обижай младших. Невежды и бездельники пусть будут не для тебя.

К. Насыри в своей книге не только прославлял основные человеческие добродетели, но и показывал на примерах несколько методов воспитания. Сегодня всем известен метод наблюдения, который был актуален и эффективен во все времена. "Мудрого Лукмана спросили: "У кого учился ты благовоспитанности?" Лукман ответил: "Я наблюдал развязность невежд и избегал повторять то, что мне не нравилось"". Метод практического воздействия автор представил в виде наставления "О сын мой, человека с дурным и злым нравом следует воспитывать не словами, а добрыми делами".

Только образованность всех народов России и высокая культура, отмечал педагог, даст возможность стране быть по-настоящему богатой, наиболее развитой и действительно уникальной. В многоцветий языков и культур, во взаимопонимании и милосердии друг к другу великий педагог видел успех и процветание стра-ны. Нет малых народов и больших, все народы равны и едины, все имеют свою неповторимую самобытную культуру, которую следует защищать, сохранять и передавать своим потомкам. Исчезнут язык, культура - тогда исчезнет и народ. Уважение, любовь к Родине, к своим историческим корням и народу начинается с момента рождения человека, передается с молоком его матери.

К. Насыри, будучи светским ученым и просветителем, одновременно оставался последователем ислама и очень верующим человеком. Он был глубоко убежден, что мусульманская культура несет в себе огромный воспитательный потенциал, приучает человека быть добропорядочным, оберегает от соблазнов, делает его нравственно богатым и достойным членом семьи и общества. Он оставил нам популярные произведения о мусульманских обрядах и основе исламского вероучения, в которых подчеркивалась важность воспитания подрастающего поколения, создания и сохранения морального отношения в семье. Каюм Насыри еще в те далекие времена показал возможность диалога религии и науки, подчеркивал, что нет между ними противоречий. Любой верующий мусульманин должен быть высокообразованным человеком и образованный человек должен жить по нравственным традициям своего народа.

Огромный вклад К. Насыри внес в изучение истории татарского народа. Он собирал исторические документы, записывал фольклорные произведения народа, изучал этнографию татарского народа, проводил исследования археологических ценностей. Именно ему принадлежит вывод о том, что казанские татары являются прямыми потомками волжских булгар. Его татарские и русские последователи утверждают, что не было противостояния русских и татар на Куликовом поле, это была битва впервые объединившихся русских дружин с многонациональным наемным войском Золотой Орды. Есть надежда, что в скором времени и в учебниках истории будут сделаны необходимые недвусмысленные поправки. Но мы всегда будем помнить, что первый шаг в этом направлении был сделан Каюмом Насыри. Уже благодаря этому вкладу он заслуживает признания в качестве выдающегося ученого и гражданина многонациональной России. В год 1000-летия Казани мы должны отметить, что Каюм Насыри был одним из первых ученых-историков, которые внесли неоценимый вклад в освещение истории Казани. В глубоких по содержанию работах "Об истории Казани" и "Материал по этнографии" автор дал обстоятельную характеристику архитектуры и особенностей быта казанских татар. Многими своими научными трудами Каюм Насыри обогатил татарскую культуру и общественную мысль. Всю свою жизнь, ум и талант он посвятил делу образования своего народа. Сегодня Министерством образования Республики Татарстан учреждена премия имени К. Насыри, которой награждаются лучшие педагогические коллективы, учителя, воспитатели, авторы учебников по татарскому языку - все те, кому небезразлична судьба татарского народа и России. В последнее время, когда проблеме воспитания и формирования здорового образа жизни обучающихся стало уделяться первостепенное значение, в школах Республики Татарстан разрабатываются инновационные проекты эффективности национального образования и воспитания на основе изучения педагогического наследия И. Гаспринского, К. Насыри, Р. Фахретдина, И. Я. Яковлева и других народных просветителей. Во многих школах введены уроки нравственности, педагоги проектируют авторские программы, апробируют новые технологии воспитания. В Казани открыт Дом-музей Каюма Насыри, куда приезжают учителя и школьники со всех уголков России, и здесь они желанные гости.


Категория: Аның турында истәлекләр | Добавил: angel (07.01.2014)
Просмотров: 2187 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024