Уже сейчас Старо-Татарскую слободу трудно представить без музея Каюма Насыри
В этом году исполняется 110 лет со дня смерти выдающегося татарского просветителя Каюма Насыри (1825-1902) и 10 лет со дня основания в Казани музея его имени.
Каюм Насыри, кроме того что был ученым-энциклопедистом, владел несколькими ремеслами: переплетал книги, слесарничал, делал зеркала, хорошо знал кулинарию; не только изготавливал музыкальные инструменты, но и сам виртуозно играл на кубызе и курае; рисовал и чертил (например, географические карты к своим научным трудам); был прекрасным каллиграфом; знал и любил природу, посвятив ей несколько книг-справочников. И это далеко не все.
А теперь мысленно перенесемся в Старо-Татарскую слободу, где в окружении многоэтажек, среди городского шума, внимание прохожих и туристов привлекает красивый деревянный дом. Открыв тяжелые ворота и войдя внутрь двора, испытываешь сначала удивление, затем умиление и много других радостных эмоций. Сразу вспоминается сказка «Снежная королева», когда Герда в поисках Кая попадает из осени в чудесный, благоухающий цветами летний сад. Вот и здесь – цветы, разнообразные растения, хвойные деревья, резная скамейка и уютная беседка. Разве не сказка? И создана она работниками музея Каюма Насыри. Автор идеи – заведующая музеем Рушания Хуснутдинова, человек, самозабвенно увлеченный своим делом. Беседуем с ней в уютной комнате, на стенах которой фото музейного «Сада памяти» в разные времена года.
– Рушания Салиховна, расскажите, пожалуйста, о вашем природном вернисаже или, как вы его называете, вашем эксклюзивном саде.
– Прежде всего нам хотелось показать естественную историю Старо-Татарской слободы. Дополнительный экспозиционный зал музея под открытым небом «Сад памяти» был создан под впечатлением книги Каюма Насыри «Цветы и травы». Подбор растений велся по этой книге, которую, кстати, давно пора переиздать. В саду представлено 70 видов различных растений. В их числе и лекарственные, которые Каюм Насыри описал в своем справочнике. Наверное, многим интересно будет увидеть привычные всем нам в таблетках и настойках ношпу или эвкалипт в виде растений.
– «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки… дает отдых зрению, заостряет ум», – писал Каюм Насыри в другой своей книге. Видимо, поэтому вы стали проводить «День знаний в музее ученого»? Думается, такое 1 сентября запоминается надолго…
– Надеемся. Ведь после исторического экскурса в XIX век по музею и ботанического – по саду детей ждет фотосессия в резной беседке. А уже начав учиться, школьники приходят в музей на учебные занятия, знакомятся с богатым творческим наследием Каюма Насыри и через него приобщаются к истории Старо-Татарской слободы. Не забыто и взрослое население: на базе сада действует клуб «Здоровый образ жизни», который всю жизнь пропагандировал Каюм Насыри.
…Музейная экспозиция размещается на двух этажах. Одна из комнат первого этажа воссоздана как мемориальная. И это сделано с такой любовью и знанием эпохи, что чувствуешь себя уютно в окружении теплых бревенчатых стен, белоснежной печки с висящими на стене благоухающими высушенными травами, старинного сундука, добротного стола с письменными принад-лежностями, керосиновой лампой, шкатулкой с кубызом и кураем, книг на арабском и татарском языках.
– Рушания Салиховна, каким ветром принесло вас в мир Каюма Насыри?
– По первой профессии я инженер-технолог, но мир истории и культуры татарского народа всегда меня интересовал. В бурные девяностые, когда заводы встали, научно-исследовательские институты распадались, я решила кардинально поменять профессию и окончила исторический факультет педагогического института. А дальше судьба меня направила на этот путь.
– Что особенно привлекло вас в личности Каюма Насыри и помогло понять его?
– Я училась в татарской школе, хорошо знаю родной язык. Моя мама была сельской учительницей. Через нее и ее уроки я и смогла лучше понять Каюма Насыри как педагога и просветителя.
– Вашему музею в этом году исполнилось десять лет, но идея его создания зародилась намного раньше.
– Да, впервые она была озвучена на конференции, посвященной 20-летию со дня смерти Каюма Насыри, в 1922 году. Тогда эта идея не реализовалась, поэтому в течение многих лет общественность периодически поднимала этот вопрос. В 1995 году на уровне Министерства культуры было принято решение о создании музея Каюма Насыри в Казани. Но после этого пришлось ждать еще семь лет. Наконец, в 2002-м состоялось открытие музея в самом центре Старо-Татарской слободы, в доме, являющемся памятником деревянного зодчества и ранее принадлежавшем близкому родственнику К.Насыри – Мухаммедбедигу Хусаинову, муэдзину мечети пятого прихода. В его доме Каюм Насыри прожил свои последние годы – с 1887 по 1902 год.
– Каковы были ваши изначальные планы при создании музея, и все ли они претворены в жизнь?
– Не все. Существуют определенные проблемы. Музей недостаточно оснащен экспонатурой, изначально заложенной в тематическую структуру и сценарный замысел: не хватает этнографического материала, подлинной малогабаритной мебели ХIХ века, музыкальных инструментов, украшений к костюмным комплектам. Очень сожалею, что пока не удалось реализовать очень интересный проект со скульптурной композицией Рады Нигматуллиной «Каюм Насыри и дети». У нас также были общие планы создать скульптурную группу сказочных персонажей по материалам устного народного творчества, собранного Каюмом Насыри в татарских селениях, переработанного и изданного им. Мы не смогли осуществить этот проект из-за материальных трудностей, но очень надеемся, что у нас появится возможность вернуться к этому интересному замыслу.
– В апреле в музее прошел традиционный День дарения. Эта акция помогает пополнять и разнообразить музейные фонды?
– Конечно. И мы благодарны всем дарителям: жителям города и потомкам Каюма Насыри, приносящим именно в наш музей свои памятные предметы. Эти люди осознанно связывают наш музей с историей всей Старо-Татарской слободы. Поэтому для них и для нас очень важно вовремя обработать новые материалы и представить их в наших музейных витринах. Без пополнений и обновления нормальная жизнь музея прекратится.