Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Сораштыру

Өегездә китапханә бармы?
Всего ответов: 1115

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Пәнҗешәмбе, 28.11.2024, 09:57
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Язмалар


Главная » Статьи » Аның турында истәлекләр

Далекое – близкое
Далекое – близкое

Уже сейчас Старо-Татарскую слободу трудно представить без музея Каюма Насыри

В этом году исполняется 110 лет со дня смерти выдающегося татарского просветителя Каюма Насыри (1825-1902) и 10 лет со дня основания в Казани музея его имени.

Каюм Насыри, кроме того что был ученым-энциклопедистом, владел несколькими ремеслами: переплетал книги, слесарничал, делал зеркала, хорошо знал кулинарию; не только изготавливал музыкальные инструменты, но и сам виртуозно играл на кубызе и курае; рисовал и чертил (например, географические карты к своим научным трудам); был прекрасным каллиграфом; знал и любил природу, посвятив ей несколько книг-справочников. И это далеко не все.

А теперь мысленно перенесемся в Старо-Татарскую слободу, где в окружении многоэтажек, среди городского шума,  внимание прохожих и туристов привлекает красивый деревянный дом. Открыв тяжелые ворота и войдя внутрь двора, испытываешь сначала удивление, затем умиление и много других радостных эмоций. Сразу вспоминается сказка «Снежная королева», когда Герда в поисках Кая попадает из осени в чудесный, благоухающий цветами летний сад. Вот и здесь – цветы, разнообразные растения, хвойные деревья, резная скамейка и уютная беседка. Разве не сказка? И создана она работниками музея Каюма Насыри. Автор идеи – заведующая музеем Рушания Хуснутдинова, человек, самозабвенно увлеченный своим делом. Беседуем с ней в уютной комнате, на стенах которой фото музейного «Сада памяти» в разные времена года.

– Рушания Салиховна, расскажите, пожалуйста, о вашем природном вернисаже или, как вы его называете, вашем эксклюзивном саде.

– Прежде всего нам хотелось показать естественную историю Старо-Татарской слободы. Дополнительный экспозиционный зал музея под открытым небом «Сад памяти» был создан под впечатлением книги Каюма Насыри «Цветы и травы». Подбор растений велся по этой книге, которую, кстати, давно пора переиздать. В саду представлено 70 видов различных  растений. В их числе и лекарственные, которые Каюм Насыри описал в своем справочнике. Наверное, многим интересно будет увидеть привычные всем нам в таблетках и настойках ношпу или эвкалипт в виде растений.

– «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки… дает отдых зрению, заостряет ум», – писал Каюм Насыри в другой своей книге. Видимо, поэтому вы стали проводить «День знаний в музее ученого»? Думается, такое 1 сентября запоминается надолго…

– Надеемся. Ведь после исторического экскурса в XIX век по музею и ботанического – по саду детей ждет фотосессия в резной беседке. А уже начав учиться, школьники приходят в музей на учебные занятия, знакомятся с богатым творческим наследием Каюма Насыри и через него приобщаются к истории Старо-Татарской слободы. Не забыто и взрослое население: на базе сада действует клуб «Здоровый образ жизни», который всю жизнь пропагандировал Каюм Насыри.

…Музейная экспозиция размещается на двух этажах. Одна из комнат первого этажа воссоздана как мемориальная. И это сделано с такой любовью и знанием эпохи, что чувствуешь себя уютно  в окружении теплых бревенчатых стен, белоснежной печки с висящими на стене благоухающими высушенными травами, старинного сундука, добротного стола с письменными принад-лежностями, керосиновой лампой, шкатулкой с кубызом и кураем, книг на арабском и татарском языках.

– Рушания Салиховна, каким ветром принесло вас в мир Каюма Насыри?

– По первой профессии я инженер-технолог, но мир истории и культуры татарского народа всегда меня интересовал. В бурные девяностые, когда заводы встали, научно-исследовательские институты распадались, я решила кардинально поменять профессию и окончила исторический факультет педагогического института. А дальше судьба меня направила на этот путь.

– Что особенно привлекло вас в личности Каюма Насыри и помогло понять его?

– Я училась в татарской школе, хорошо знаю родной язык. Моя мама была сельской учительницей. Через нее и ее уроки я и смогла лучше понять Каюма Насыри как педагога и просветителя.

– Вашему музею в этом году исполнилось десять лет, но идея его создания зародилась намного раньше.

– Да, впервые она была озвучена на конференции, посвященной 20-летию со дня смерти Каюма Насыри, в 1922 году. Тогда эта идея не реализовалась, поэтому в течение многих лет общественность периодически поднимала этот вопрос.  В 1995 году  на уровне Министерства культуры было принято решение о создании музея Каюма Насыри в Казани. Но после этого пришлось ждать еще семь лет. Наконец, в 2002-м состоялось открытие музея в самом центре Старо-Татарской слободы, в доме, являющемся памятником деревянного зодчества и ранее принадлежавшем близкому родственнику К.Насыри – Мухаммедбедигу Хусаинову, муэдзину мечети пятого прихода. В его доме Каюм Насыри прожил свои последние годы – с 1887 по 1902 год.

– Каковы были ваши изначальные планы при создании музея, и все ли они претворены в жизнь?

– Не все. Существуют определенные проблемы. Музей недостаточно оснащен экспонатурой, изначально заложенной в тематическую структуру и сценарный замысел: не хватает этнографического материала, подлинной малогабаритной мебели ХIХ века, музыкальных инструментов, украшений к костюмным комплектам. Очень сожалею, что пока не удалось реализовать очень интересный проект со скульптурной композицией Рады Нигматуллиной «Каюм Насыри и дети». У нас также были общие планы создать скульптурную группу сказочных персонажей по материалам устного народного творчества, собранного Каюмом Насыри в татарских селениях, переработанного и изданного им. Мы не смогли осуществить этот проект из-за материальных трудностей, но очень надеемся, что у нас появится возможность вернуться к этому интересному замыслу.

– В апреле в музее прошел традиционный День дарения. Эта акция помогает пополнять и разнообразить музейные фонды?

– Конечно. И мы благодарны всем дарителям: жителям города и потомкам Каюма Насыри, приносящим именно в наш музей свои памятные предметы. Эти люди осознанно связывают наш музей с историей всей Старо-Татарской слободы. Поэтому для них и для нас очень важно вовремя обработать новые материалы и представить их в наших музейных витринах. Без пополнений и обновления нормальная жизнь музея прекратится.

Категория: Аның турында истәлекләр | Добавил: angel (07.01.2014)
Просмотров: 596 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024