Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Сораштыру

Балаларыгыз (укучыларыгыз) китап укырга яратамы?
Всего ответов: 1151

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Якшәмбе, 19.05.2024, 00:53
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Язмалар


Главная » Статьи » Аның әсәрләре

Каюм Насыйри. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ПО ТАТАРСКОЙ ЭТНОГРАФИИ.

ЖИЛИЩЕ — ДВОР

Жилища городских и слободских мусульман по сравнению с деревенскими домами намного опрятнее. Об этом знает каждый.

Начнем с описания примет городской жизни. Человек, живущий в городе в своем доме, чувствует себя хозяином, жизнь ведет привольную и независимую. Снаружи такие дома ничем не отличаются от домов русских. Однако внутреннее их убранство совершенно различно. Татарский дом, за редким исключением, не имеет входа со стороны улицы. Дома в большинстве случаев разделены на две половины — мужскую и женскую, и для каждой половины имеется своя дверь. Женщины не ходят с мужской стороны. Во многих домах для мужчин и женщин имеются отдельные туалетные комнаты; так полагается по шариату. В мужской половине не должно быть предметов женской одежды; это правило соблюдается во многих домах. Горожанин, владелец собственного дома, на свой вкус определяет внешнее и внутреннее его убранство. В доме несколько комнат: столовая, гостиная, кабинет, где хозяин занимается делами. В кабинете обязательно имеются бумага, чернила, перо, дневники и книги. Во всех комнатах полы устланы коврами. По ним в кавушах не ходят, а надевают мягкие ичиги. Изнутри дом красиво обставлен. Стены оклеены узорными обоями, для которых предпочтительно выбираются яркие светлые тона. Кроме ковров дом украшают зеркало, стол, стулья, большие кованые сундуки, одежда, подушки, перины. На столах и у печей сверкают начищенные до блеска подсвечшшг и кедные тазы. Некоторые имеют по пять-шесть самоваров, которые, выстроившись в ряд на столе, придают дому особую праздничность. На подоконники ставят цветы. Картин, развешанных на стенах, ни в одном доме нет; вместо них можно увидеть, например, богато украшенные шама-или ', оправленные в дорогие рамы, или молитвы, наподобие «Аятель корси», изображения Мекки и Медины, циегов, также в красиво оформленной рамке, вышитые декоративные полотенца. Занавески на окнах чаще бывают из белой бязи или кисеи. В доме обязательно есть буфет, наполненный дорогой посудой: тарелками, фарфоровыми чашками, серебряными чайными и столовыми ложками, резные трюмо с высокими зеркалами. В каждом доме есть книги, количество которых зависит от рода деятельности и образования хозяина. Читают книги по истории, а также художественные произведения: рассказы, повести; много имеется литературы развлекательной, наподобие известных поэм о влюбленных. Многие имеют книги на русском языке, а также картины, но не вывешивают их на стены, не выносят на видные места. У иных бывают собственные портреты, хотя мусульманская религия и запрещает изображение человека. По религиозным преданиям, в дом не войдет ангел, если в нем имеется изображение живого существа, а молитва не будет услышана аллахом. Поэтому у мусульман наличие в доме подобной картины считается грехом. Такой же грех держать в доме собаку, ибо она отпугивает добрых духов.

У некоторых горожан во дворе имеется отдельная столовая, иные отводят под столовую одну из комнат дома. Пища готовится там же или в меньшем доме. Во дворе, кроме дома, погреб, конюшня, амбар, клеть, сад и в большинстве случаев магазин у ворот. Если дом каменный, то бывает и кладовая. Многие, хоть и среднего достатка, разводят кур, гусей, индеек и прочую живность, а также держат корову. Мусульманин не станет есть суп без катыка. Чай с молоком пьют намного реже, а вот катык употребляет каждый. Вот почему так нужна в доме корова.

1 Ш а м а и л ь — изречение из Корана, искусно переписанное крупным шрифтом и украшенное орнаментом.


Даже бедняк держит козу для катыка и молока. Редко кто держит в доме птиц, но их можно встретить, и это в основном певчие, такие, как соловей и канарейка. Шариат не одобряет заточения пернатых. В то же время некоторые люди, в основном из низов, держат египетских горлиц и считают это дело священным и угодным богу. Существует предание, по которому пророк Магомет и его родственник Абубакир, скрываясь во время своего шествия из Мекки в Медину от преследовавших их абуджахилей ', вошли в одну из горных пещер. Словно почувствовав, в чем дело, голуби тут же у входа в пещеру свили себе множество гнезд, а пауки обтянули их густой паутиной. Разгоряченные преследователи, увидев нетронутые голубиные гнезда, решили, что здесь не может прятаться человек, и ни с чем повернули обратно. Видимо поэтому египетский голубь пользуется среди татар уважением, хотя по шариату и грех держать вольную птицу в клетке.

Мало кто из мусульман курит в своем доме табак, папиросы или сигареты, но курящих среди них много. В зимние дни в восемь-девять часов утра отправляются на базар. Но прежде заходят в трактир, чтобы за чашкой чая с удовольствием затянуться дымком.

ОДЕЖДА

Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды? Вот все ее предметы: рубашка, штаны, камзол, казакин, джилян, чапан, чекмень, полушубок, шуба с тремя фалдами, тулуп, брюки, бешмет, ичиги, кавуши, башмаки, шапка, такия, тюбетейка. Некоторые из них глубоко самобытны, совершенно не встречаются у представителей других национальностей. Мужское платье шьется из легкого ситца или бязи, в зависимости от желания каждого, и по длине чуть не доходит до колен. Причем мужчины не носят шелковой одежды. По шариату мужчине запрещается надевать шелковые штаны или рубаху. Но тюбетейки шьют из шелка —- это разрешается. На штаны, как правило, берут фабричную ткань, чаще всего ситец, Штаны широкие, длиной до щиколоток. Верх штанов также широк и собран с помощью тесьмы, которую подвязывают на поясе.

1 Абуджахиль — у мусульман олицетворение невежества и варварства.

Очень редко встретишь мужчину в белых штанах. Только глупцы, возомнившие себя иша-нами,—• а я называю таких «вислоухими ишаками» — надевают белые штаны и тюбетейку. Об этом я напишу еще отдельно. Иные носят белые рубашки, что означает их поданное возвращение из Бухары. Такая рубашка похожа на русскую, без ворота и называется узбекской. Есть одежда, называемая камзолом. Его шьют из любого материала и делают очень коротким, без рукавов. Надевают камзол на рубашку, наподобие жилета у русских. Имеется также камзол с рукавами, карманами, застегивающийся спереди на пять-шесть пуговиц. Встречается еш.е один тип камзолов с короткими рукавами, едва йе доходящими до локтей. Из тканей для камзола чаще всего берут адрас и бикасап '.

Другой тил одежды — казакин, напоминающий поповский полукафтан; длинный, ниже колен, доходящий до щиколоток, шьется из самого разнообразного материала. Раньше пошивался из адраса и бикасапа, а в последнее время — из любого добротного материала, сукна и подобных ему заграничных тканей. Казакин делают приталенным со сборками, с длинным рукавом, с пуговицами из топаза и серебра; с обеих сторон имеется по одному карману и отдельный карман для часов. Если казакин шьют на ватной подкладке, то такую одежду называют бешметом. По форме они совершенно одинаковы. Края бешмета оторочены шелковой или шерстяной тесьмой. Ткань используется различная — в полоску или однотонная, без рисунка. Следующий вид одежды—джилян — шьют из нанси, лачтека, шерсти или делают стеганым на вате. Пошитый из сукна джилян называется чекмень. Бывает он без талии с длинным воротикком. Иногда края обшивают шелконым или шерстяным шнуром или тесьмой, что зависит от возможяо-- стей и желания каждого. Ни чекмень, ни джилян не шьются из полосатого материала, это их особенность. Раыьще эту одежду отделывали каймой, но в наше время такая отделка уже не встречается.

1 Здесь и далее названы виды тканей.

Чапан— одежда Бухары, пришедшая к нам от,узбеков. Для его изготовления используют адрас, бикасап, саранчу, ,бенарис. Как и джилян, он шьется на подкладке и по краям обшивается шелковым шнурком, Чапан'—одежда, свидетельствующая о принадлежности его владельца к мусульманской вере. Его носят мусульманское духовенство, муллы и богачи — во время посещения мечети и меджлисов. Эта одежда .очень нарядная.

Для дома специальной одежды не существует, надевают любую. В теплое время — камзол, в холодное — казакин. Иные ходят в башмаках, несмотря на то, что пол застлан ковром или паласом.

Шубы пошиваются различных фасонов. У короткой шубы длина колеблется от талии до колен, более длинную — до щиколоток — называют шубой с тремя фалдами. Она без карманов и надевается вместо тулупа. Для отделки используют бобровый мех или мех выдры. Верх шубы делается из сукна или другого шерстяного материала. Раньше брали адрас и бикасап, но сейчас они выходят из употребления. Застегивается шуба с тремя фалдами, как и казакин, спереди на..пять-шесть пуговиц, а от состоятельности каждого зависит, будет ли она лисьей или овчинной. В наше время шьют тулупы из сукна с шалевым воротником. И уж так повелось, чем человек богаче, тем больше у него тулупов, не говоря уже о баях. Вообще татары любят, когда много одежды, и тратят на нее уйму денег. Поэтому на людях можно видеть и очень дорогую одежду. Есть люди, которые имеют по десять шуб, а если брать в целом, то у всех любой одежды не меньше пары. У каждого наверняка не меньше двадцати пяти головных уборов, не говоря уже о штанах и рубашках. Запасаются обувью: две-три пары башмаков, столько же ичигов и кавуш. Таким образом, различной одежды, включая праздничную, у многих бывает по две-три. В ичиги зимой надевают теплые шерстяные носки или несколько пар льняных портянок. Сапоги в основном носят люди низкого сословия. Богача в сапогах встретишь очень редко. По--верх ичигов надевают кавуши. Их форма несколько отлична от русских калош. Делаются они из резины или сафьяна и в цене бывают от рубля до трех. Ичиги также делаются из сафьяна. К подошвам ичигов и кавушей для прочности подшивается замша. Из жителей слободы в лаптях никто не ходит. :

Что касается остальной одежды, то она бывает самой разнообразной. Уже в наше время можно увидеть такию, отделанную позументом, в цене от трех до ста рублен. Очень хороша на них отделка жемчугом и драгоценными камнями. Иные люди носят каляпуши — бухарскую тюбетейку, заимствованную у узбеков. Само слово «каляпуш» — персидское. «Калля» — голова, «пу-шидан» — прикрыть, получается: «прикрытие для головы». Тюбетейка эта делается из определенной шелковой ткани или бархата, обводится по кругу золотым шитьем, а на макушке имеет кисточку. Хорошие каляпуши получаются также из адраСа, бикасапа, ситца и других материалов. Шапки бывают самой различной стоимости. В ходу бобровые шапки, лучшие из которых стоят очень дорого. Шьют их из хорошего бобрового меха, снаружи отделывают дорогим бархатом, а изнутри шелком. Встречаются лисьи шапки. Цена бобровой шапки от пяти до двухсот рублей. В зависимости от доходов, носят также шапки из каракуля или данадара '. Их на голую голову не надевают, а обязательно на тюбетейку или такию. Раньше можно было увидеть ушанку или малахай, но сейчас их уже нет. Встречаются мусульмане, которые носят шляпы, хотя привередливые муллы в. белых тюбетейках и осуждают их. Шляпы бывают разные. Для тех, кто попроще — белая, побогаче — французская или московская. Но муллам это не нравится, им все равно, какая шляпа. В религиозных книгах мы встречаем запрет, но на шляпы языческие. Носить таковые действительно грех. Но «белые тюбетейки» стоят на своем. Они не понимают толк в шляпах и по незнанию ополчаются на всех, кто носит их. (Об этом у меня есть довольно большой рассказ.)

Носят мусульмане и брюки, которые бывают двух типов. Характерные татарские отличаются от русских широким дном и узкой штаниной. Их навыпуск носить нельзя. В наше время уже шьют и носят навыпуск русские брюки. Лет пять-десять назад никто, кроме, меня, таких брюк не носил.

1 Данадар — сорт меха.

У всех народов женская одежда, как правило, отличается от мужской. И у нас между ними есть существенная разница. Вот предметы женского туалета: платье, штаны, ичиги, башмаки, кавуши, камзол, шуба, душегрейка (кесабике), платок, шаль, шапка, чулпы1, изю2 из позумента, изю из монет, хасите3, воротниковая застежка (яка чылбыры), серьги, браслеты, перстни. Мы перечислили далеко не все, но самое основное. В наше время платье женщины отличается разнообразием тканей и расцветок. Если говорить вообще, то татарские мусульмане всегда любили яркую многоцветную одежду, а темную носили редко. Женское платье шьется длинным, прикрывающим стопу ноги. Так предписывает шариат. Раньше для кофты и юбки брали материал различной расцветки, но сейчас этого уже не придерживаются. На платье уходит двенадцать-тринадцать аршин ткани, в зависимости от роста женщины. Некоторые модницы шьют юбки с двумя-тремя оборками, однако большинство женщин считают такую моду привилегией трактирных девок. Для любой ткани, будь то шерсть или шелк, фасон платья остается неизменным. Спереди для платья делают сверкающее изю. Для него берут позумент или серебряные монеты. Делается это так: нашивается несколько рядов позумента в форме дуги округлой стороной книзу. К примеру, ряд желтого и ряд белого. Затем следующим рядом нашивается лента, на которую нанизываются монеты, а затем идет еще лента без монет. Шею женщины украшает воротниковая застежка. Ею застегивается у горла жесткий воротник из позумента. Застежка эта серебряная с подвесной серебряной цепочкой. Те, кто побогаче, подвешивают к концу цепочки серебряные монеты. Если нет монет, из серебра делают украшение, называемое «челтэр» — ажур. Нечто схожее есть в костюме чувашских женщин, и не от них ли перешло к нам это украшение? Есть у женщин еще и чулпы. Сзади в косы вплетаются лента или тесьма с нанизанными на них полтинниками и четвертаками. Кто сколько может. Побогаче — вешают монеты

1 Чулпы — связки монет, вплетаемые в косы.
2 И з ю — нагрудник.
3 Хасите — перевязь, украшенная бляхами с инкрустированными камнями, монетами, ажурными и гравированными пластинами.

позолоченные, вправляют в них агат, подвязывают Крупные монеты. Штаны, которые носят женщины, не отличаются от мужских. Некоторые женщины надевают под платье кринолин. Однако эта вещь мусульманам не к лицу и многие ее не любят. Если бы они накидывали на голову шаль — тогда другое дело, а то ведь ходят в ча-пане. Не идет, псе равно, что на корове хомут.

Женские камзолы шьют из добротного штофа. Те, кто побогаче, берут самый дорогой. Изнутри утепляют лисьим мехом или каким-либо другим материалом по желанию. Подол отделывается бобровым мехом шириной в два-три пальца и обводится позументом. Отделка получается довольно широкой. Камзол делается без рукавов, длиной до колен, иногда с холодным верхом.

Женская шубка шьется из самой разнообразной ткани и мехов. Фасон напоминает мужскую шубу с тремя фалдами. Воротник делается отложной с углами или шалевый. Для него идет мех выдры или бобра. Некоторые надевают русскую шубу, наподобие салопа, но таких немного. Во всей Казани найдется не больше восьми — десяти человек. В этой одежде идут на торжественные вечера или званые обеды.

Еще один вид верхней одежды — кесабике — жилет без рукавов, разновидность женского камзола. Не знаю, откуда пришла к нам эта, сравнительно недавно появившаяся одежда. Верх делается из адраса, бикасапа или другого материала и простегивается на вате. Иногда можно увидеть короткий рукав. Края кесабике отделываются белкой.

Распространенный головной убор у женщин — шапка. Поля и нижний край опушиваются бобровым мехом. Вся шапка расшивается канителью, жемчугом, драгоценными камнями и может стоить очень дорого. Большинство женщин надевают на голову шелковый калфак. Иные носят калфак фабричной работы из бархата. Простой стоит пять-шесть рублей. Но чаще он отделывается золотым шитьем, обшивается дорогим жемчугом и топазами, украшается бахромой и кистью. Такой калфак стоит недешево. На его изготовление идут лучшие сорта бархата. Среди женщин есть много мастериц по изготовлению калфаков. Искусно делают их казанские девушки, украшая жемчугом и драгоценными камнями.

Женские ичиги также отличаются от мужских. Их тачают из отборного сафьява, расшивают шелксж «ли золотыми нитями. Шьют ичиги из разноцветных кусочков кожи. Обычные ичиги богатой женщины стоят от трех до десяти рублей. Конечно, есть и такие, цена которым пятьдесят копеек серебром, но я о них расскажу позже, а сейчас речь идет об одежде состоятельных. Летом большинство женщин носят туфли, украшенные золотым или серебряным шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Делаются они с каблучком и с заостренными носками. Некоторые носят кавуши, также богато украшенные шитьем, жемчугом и камнями. Можно встретить и русские полусапожки, подобранные ио вкусу женщины.

А теперь попробуем одеть женщину или дезушку с ног до головы и посмотрим, во что обойдется вся ее одежда? Вот что надевает жена богатея средней руки, отправляясь в гости: штаны из ситца — полтора рубля; шелковое платье — двадцать пять рублей; изго на платье — по меньшей мере десять рублей; чулпы на волосы с лентами из позумента — двадцать рублей; воротниковая застежка — самое меньшее пятнадцать рублей (жемчужные бусы в наше время уже не надевают). Затем украшение, называемое хасите, накидываемое на плечо и завязываемое под мышками. Вещь дорогая и, если хорошая, то обходится во сто рублей. Поверх надевается камзол, средняя цена которого двести рублей. Затем — калфак, простой или с жемчугом — десять рублей (если шапка, то обойдется еще дороже). Серьги с жемчугом, самые дешевые из которых — двадцать пять рублей; голова накрывается шалью. Простая — пять рублей, шелковая обойдется в пятнадцать. Шуба атласная, подбитая лисьим мехом — самое меньшее пятьдесят рублей. На голову накидывают чапан — пятнадцать рублей; ичиги пусть стоят три рубля, если кавуши, то обойдутся по два рубля. Всего —481 рубль 50 копеек!

ПИЩА

Слово «аш» — пища — употребляется во многих смыслах.. В самом общем применении оно обозначает любой предмет, сколько-нибудь пригодный для еды. Конечно глину, к примеру, сюда не отнесем, как и камень. Применяется «аш» еще в понятии супа, то есть еды, сваренной в котле или другой посуде, с бульоном или без него. «Аш» — в значении нищи, которую едят в обеденное время, подобно русскому слову «обед». «Аш» — в смысле праздничной еды, угощения или застолья. Как бы то ни было, но сама по себе пища бывает очень разнообразной. Самое основное — это хлеб, мясо, бульон. Для ясности опишем некоторые из обычных блюд. Вот из чего состоит еда у тех, кто побогаче: мясо, масло, бульон, лук, соль, рис, крупа, мука, фрукты, утятина, гусятина, куры, рыба (очень редко), яблоки, яйца, морковь, тыква и другие продукты. Для своей семьи готовится обычно суп-лапша с мясом или салма (клецки из густого теста) с мясом, иногда пельмени. Для гостей еда готовится более утонченная и разнообразная. Так, если зажиточный человек приглашает гостей, то угощение делает такое: в первую очередь — плов. Его готовят в котле и бывает он двух видов: узбекский и обычный казанский. Вот как в большинстве случаев готовится казанский плов: вначале в пресной воде отваривается рис и мелкими кусками нарезается вареное мясо. Затем в горячий котел кладется масло и разогревается на слабом огне. Хорошо для этой цели топленое масло, также подойдет и бараний жир. В масло закладывается мясо, заправляется мелко нарезанной морковью, луком, изюмом и все это засыпается вареным рисом. Котел оставляют на пару и выдерживают полтора-два часа, после этого плов выкладывают. Получается вкусное блюдо. Вслед за пловом подают лапшу, салму или пельмени. Эти блюда известны всем и нет необходимости их описывать. Затем приносят балиш или губадию. Форма у них примерно одинаковая. Балиш готовят подобно пирогу, но делают его круглым. Так же раскатывают тесто, на тесто кладут рис, сырое нарезанное мясо, соль, немного перца и заворачивают. Пекут в печи на сковороде. Губадия круглая, как балиш, но для начинки мясо не нарезают, а мелко рубят тяпкой. На мясо кладут «корт» — сухой творог, на него — вареные натертые яйца, масло. Как и балиш, начинку заворачивают в тесто и пекут в печи. Получается изысканное угощение. Пельмени делают чаще, как для себя, так и для гостей. Лапшу также готовят в обоих случаях, а как готовят, мы думаем, все знают. Есть еще суп-салма (с клецками). Его чаще всего едят шакирды в медресе. Они делают его так: вначале мелко нарезанное мясо варят в котле. Тем временем круто замешивают тесто, режут его на небольшие куски и разминают на ладонях — делают салму — и варят вместе с мясом. Для приправы берут перец, лук и, если есть,— морковь, в зависимости от времени года. Если салму делает хозяйка, то она вместе с рубленым мясом варит и куски покрупнее, а тесто раскатывает на доске. Ее салма получается намного мельче и вкуснее шакирдовской. Есть еще уйра — суп из крупы. Крупа может быть самая разная. Так, например, если варят курицу, то заправляют бульон салмой или рисом. Получается рисовая уйра, особенно вкусная, если, как часто это делается, разбавить ее молоком. Готовят еще беккен (пирог) из утятины. Сырую утку целиком засыпают рисом и выпекают в печи на сковороде. На вкус пироги у татар получаются иными, нежели у русских. Беккекы бывают двух видов. У одного тесто заворачивается и защипывается сверху. Его называют у нас в Свияжском уезде настольным беккеном. Другой — косой беккен, полукруглый пирог, защипанный сбоку. Начинка для него может быть разной. Пекут из тыквы. Для этого тыкву мелко нарезают и смешивают с рисом, добавляют масло и выпекают. Готовый беккен перед тем, как подать на стол, смазывают маслом. Так получается вкуснее. Делают также из моркови, яиц и редко из рыбы (можно сказать почти не делают). Есть еще один вид беккенов: очень маленькие, пекутся на сковороде и подаются к чаю. Делают их с разной начинкой и называют сумса (пирожок). На холодное подают гусятину или индюшатину вместе с салатом из огурцов, приправленных хреном и уксусом. Пекут еще пирог с яблоками. Форму беккена он не сохраняет, а делается таким же, как у русских. Чаще всего он бывает круглым, сверху посыпан сахаром. Вкусная еда. Делают еще паштеты из яблочной или клубничной пастилы.

Есть еще одно блюдо, называемое как-тош. Оно представляет собой следующее. Вначале на яйцах и молоке с добавлением масла замешивают тесто. Его разрезают на небольшие куски. Затем режут на кусочки помельче, величиной не больше кедрового ореха, и жарят в кипящем масле — получается вкусное кушанье, называемое баурсак. Им заполняют поднос и дают затвердеть на меду, сверху посыпают размельченными конфетами. Это лакомое угощение подается к чаю.

Тесто для блюда, называемого кош-теле (птичий язычок), готовят так же, но раскатывают тонко, как для лапши, затем нарезают косыми кубиками. Жарят в масле и предлагают к чаю. Бывает, что делают еще всем известную кашу. По каша — в основном еда деревенских жителей. Об этом будет сказано в свое время.

ОБЫЧАИ

В жизни мусульманского народа существует ряд обычаев. Такие, как, например, наречение имени после рождения ребенка, возложение ребенка в люльку, обрезание, женитьба, когда он вырастет, похороны после смерти. Эти обряды не минуют никого, и я опишу некоторые из них.

Рождение ребенка

Когда женщине приходит время рожать, в дом приглашают старушку-повитушку, которую называют кен-дек эбисе. С ее помощью рождается ребенок. Хорошо, однако, если родится живой и здоровый младенец. Иногда случается, что ребенок рождается мертвым. На этот случай в среде менее образованного мусульманства бытует такой обряд: обнаружив мертворожденного, начинают до обрезания пупка стучать по пустой сковороде. При этом якобы к ребенку возвращается душа. В этом году слышал от одной старушки: «Жена такого-то разродилась мертвым ребенком. Прочитали молитву «эл-хем», заклинания, ударили в сковороду — душа и вернулась, ребенок ожил». Как бы то ни было, но если ребенок жив, ему дают пригубить мед с маслом и запеленывают. Имя дают не сразу, а через несколько дней.

Наречение ребенка

Сейчас мы опишем наречение и обычаи, связанные с ним. Семья среднего достатка через несколько дней после рождения ребенка созывает гостей: обязательно муллу и родственников, близких друзей и соседей, почтенных старцев прихода. Этот меджлис называют «бэби ашы» или «бэби мае». Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Он спрашибает родителей, как назвать дитя, и дает ему имя, выбранное родными. Некоторые поручают выбор имени мулле, и тот дает имя по своему усмотрению. В наше время это чаще всего имена арабские. После того, как имя выбрано, мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы и, стоя у изголовья с правой стороны, читает молитву «азан», затем переходит на левую сторону и читает «камэт». Закончив молитвы, наклоняется к лицу новорожденного и три раза произносит: «Пусть твое драгоценное имя будет такое-то». После этого читают фатиху — первую суру Корана и благословляют ребенка. Затем его уносят. Каждому из гостей подносят мед с маслом. Угощаясь, приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может. Этих денег собирается довольно много, в зависимости от количества гостей. После этого положено подавать уже знакомые нам блюда. Этим торжество заканчивается. Такой же меджлис устраивается и для женщин, но в ответ на мед-масло они дарят обычно не деньги, а подносят отрезы, платки и прочее.

Праздник люльки

После наречения ребенка укладывают в люльку. По этому поводу также устраивают меджлис — только для женщин. Это торжество называют бишек туе, т. е. праздник люльки. В подарок женщины несут деньги и необходимые ребенку вещи. У людей состоятельных этот праздник проходит весьма пышно.

Жертвоприношение в честь первых волос новорожденного

Еще в шариате есть такой обычай. На седьмой день после рождения ребенка закалывают домашнее животное. Называется это жертвоприношение в честь гакыйки (пушка). Деньги, вырученные от продажи шкуры, раздают бедным, половину мяса отдают мулле, соседям, знакомым, в том числе и бабке-повитухе. У жертвенного животного костей не ломают: тушу разделывают так, чтобы кости можно было разрезать в суставах. Повитухе

полагается отдать одну ногу животного, остальное — беднякам и нищим. Размер жертвы в честь мальчика — два барана, в честь девочки — один. Люди среднего достатка этот обычай не пропускают и, кроме заклания животного, через несколько дней после рождения бреют младенцу голову и по весу сбритых волос раздают золото и серебро бедным.

Обрезание

'Некоторые родители уже на седьмой день жизни ребенка делают ему обрезание. Но по шариату этот обряд возможен от седьмого дня до двадцатилетнего возраста. Его имеют право совершать только люди, называемые баба, им это умение досталось по наследству от отцов и дедов. Такие люди живут в окрестностях Казани: в селе Кошман Свияжского уезда, в селе Масра, по-моему, Казанского уезда. Баба делает обрезание, посадив малыша к себе на колени. Закрывает ему глаза. Если ребенок плачет — успокаивает его, приговаривая: «Не плачь, сынок, вот дарю тебе красные штаны, потерпи немного, сейчас примерим на тебе красные штаны»,— сам тем временем делает положенное.

Сватанье девушки

Много обычаев связано е тем периодом, когда человек, достигая определенного возраста, женится или выходит замуж. Здесь мы поведем речь о сватанье невесты п свадьбе в среде слободских жителей. Об обычаях сельских жителей мы расскажем немного позже. Итак, женитьба протекает следующим образом. Молодой человек, у которого появилось желание жениться, начинает заходить в мечеть на намаз. Помню, когда я жил в медресе, мы с товарищами не раз предугадывали близкую свадьбу, замечая, что такой-то парень зачастил в мечеть на намаз. И действительно, через некоторое время мы узнавали о его свадьбе. Есть среди женщин старушки-свахи. Они ходят по всем домам и высматривают, у кого есть девушка на выданье или парень, которому подошло время жениться. Узнав о желании юноши жениться, сваха идет к родителям девушки, чтобы замолвить за него словцо, и, если они согласны выдать дочь, сообщает об этом родителям юноши, его родственникам или ему самому. После этого отец жениха направляет в дом девушки сватов с просьбой отдать ее в жены сыну. Бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа.-Однако не всегда все складывается так просто. Каждый слобожанин стремится выдать свою дочь за человека покладистого, владеющего хорошим ремеслом. И, если вернуться к сказанному, то сватам приходится довольно долго улаживать дела между двумя сторонами, добиваясь согласия родителей жениха и невесты, и при этом не жалеть слов для восхваления достоинств молодых. Наконец, договорившись о невесте и отдав часть ее приданого, преподносят свату колак суюнчесе — подарок за радостную весть и подробно обговаривают условия свадьбы. При этом решается: каков будет калым, каково приданое девушки, какие подарки будут сделаны невесте со стороны жениха и жениху со стороны невесты, кто из родственников обеих сторон должен быть одарен подарками. Все это уточняется заранее. Затем готовят небольшое застолье и принимают ижаби — согласие вступающих в брак в присутствии имама. Это еще не празднование никяха '. Торжество называют меджлисом ижаби и оно всегда предшествует меджлису никяха. Следующие несколько дней проходят в заботах по приготовлению свадьбы. После того, как все необходимое будет сделано, за день до свадьбы рассылают гонцов с устным приглашением или записками. Записка может быть отпечатана или написана от руки. Содержание ее примерно таково: «Мы, такие-то, сыновья таких-то, просим такого-то ч.исла, в такой-то час, пожаловать на меджлис никяха». Мы уже говорили о принятии ижаби. Вот в чем заключается его суть: имам, к примеру, спрашивает у отца девушки: «Ты,, такой-то, сын такого-то, отдал ли ты свою дочь в жены сыну такого-то?» Отец отвечает: «Отдал». Тогда имам обращается к отцу жениха: «Ты, такой-то, сын такого-то, взял ли за своего сына дочь такого-то?» Тот говор-ит: «Взял». После этих

1 Н и к я х ~- мусульманский религиозный обряд бракосочетания.

вопросов следует фатиха '. Смысл ее станет понятным, когда речь пойдет о меджлисе никяха. После принятия ижаби до свадьбы остаются считанные дни. А еще раньше в доме жениха устраивается небольшой меджлис. На него приходят только женщины, которые рассматривают подарки, предназначенные для невесты. Угощение бывает очень щедрым. Каждая женщина приносит свой подарок или деньги. Дарить начинают в тот момент, когда показывают платье невесты. Кроме денег, дарят отрезы шелка, ситца и прочее. Итак, после того, как пройдут все названные меджлисы, начинается свадьба.

Свадьба

В день, когда должно состояться бракосочетание, в доме у невесты начинается большой меджлис. Собственно, это и есть меджлис никяха и он устраивается обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никяха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Несколькими днями раньше из дома парня в дом девушки переправляются подарки и собирается небольшой меджлис женщин. Женщины обязательно должны присутствовать при этом. В тэт день невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила —все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги — причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда мода и полпуда млела. Больше или меньше — в зависимости от размера меджлиса.

Все приглашенные на свадьбу собираются первоначально в доме жениха. При этом не обходится без застолья. Для родственников жениха, которые присутствуют на свадьбе в качестве сватов, накрывается отдельный стол. Далее все происходит следующим образом. Когда закончится сбор гостей, а их бывает довольно много, особенно на богатой свадьбе, от невесты высылают за сватами лошадей. Приехавших встречают,

1 Фатиха — благословение.

потчуют угощением, затем читают молитву и все вместе отправляются к невесте. Некоторые едут на своих лошадях. Даже на небольших свадьбах свадебный поезд насчитывает десять — пятнадцать подвод. В доме невесты гостей встречают у ворот и со словами: «Добро пожаловать, сваты!» провожают в дом. Усаживают сватов на самые лучшие из-приготовленных мест. Когда все собравшиеся разместятся за столами, читается молитва. На свадьбе у людей даже среднего достатка накрывается десять — пятнадцать столов. Муллы и их жены усаживаются отдельно. Рядом с муллой располагаются представитель жениха и главные сваты, то есть отцы жениха и невесты. После молитвы мулла обращается к отцу невесты или человеку, заменяющему его, и спрашивает, как зовут дочь, сколько ей лет, какой получен выкуп и согласна ли она выйти замуж? Так полагается по шариату. При этом мулла посылает отца невесты вместе с двумя свидетелями к дочери, чтобы спросить о ее согласии. В присутствии свидетелей отец спрашивает: «Дочь моя, отдаю тебя такому-то, сыну такого-то, ты, верно, согласна?» Дочь отвечает: «Согласна». Ну а свидетели слушают все это, как и велит им шариат. Что касается выкупа, то он пределов не имеет и зависит от состоятельности родителей жениха. Он может быть в размере ста, двухсот, трехсот рублей и доходить иногда до пяти тысяч. Кто на что способен. Мулла, закончив задавать вопросы, читает никях громко, по-арабски, со всеми положенными приемами. Читаемая молитва может быть различной. На этом меджлисе не хватает одного человека, а именно жениха. Из не приглашенных на торжество могут прийти только старцы, которых за это никто не осуждает. Жених обычно не присутствует на этом меджлисе, хотя по шариату не возбраняется быть ему самому или посылать своего представителя. Случается, что жених не только не идет на свадебный меджлис, но и вообще не показывается на глаза ни сватам, ни гостям. Мулла после чтения никяха обращается к отцу невесты: «Вы, такой-то, сын такого-то, будучи доверенным лицом своей родной дочери, ответьте, отдаете ли вы ее при честных свидетелях за сто рублей выкупа в жены и супруги сыну такого-то такому-то?» Родитель отвечает: «Отдаю». Затем мулла обращается к отцу жениха: «Вы, такой-то, сын такого-то, будучи поверенным своего сына, взяли ли вы при честных свидетелях за сто рублей выкупа дочь такого-то в жены и супруги своему сыну?» Отвечает: «Взял». После этого все присутствующие говорят «аминь» и, воздев руки в молитве, восхваляют бога. Человеку, представлявшему отца жениха, дарят на этом меджлисе пуховую подушку, обтянутую штофом, ситцем или другой дорогой матерней. Разумеется, желательно присутствие самих отцов жениха и невесты, если они Ж.1ШЫ, а если нет — то их заменяют дядя, старший брат и даже сам жених, если у него нет близких родственников из мужчин. Он может также любого выбрать своим представителем. Так же и отец, будь он жив-здоров, может поручить свои обязанности кому-нибудь другому. Невеста на этом меджлисе не должна быть. Ее присутствие считается предосудительным.

Па свадебный меджлис готовят десять — пятнадцать блюд. Открывает застолье мед с маслом, а затем следует обычное угощение: плов, губадия, балиш, беккен или пельмени, беккен из утятины (в этом случае не положено разрезать дно беккена). Летом подают жаркое из рыбы, затем гусятину или индюшатину, паштет, пирог с яблоками и разнообразные фрукты. После того, как все съестное будет выставлено на стол, гостей по очереди угощают шербетом из большого стакана на подносе. Отведав сладкий напиток, каждый по мере своих возможностей кладет на поднос деньги и при этом восхваляет жениха и невесту. Муллы и их жены на этом меджлисе денег не дарят. Им, а также нищим и беднякам от имени жениха и невесты раздают подарки. Под конец гости расходятся со словами: «Пусть аллах будет милостив», а домочадцы провожают их, говоря на прощание: «Хуш» Ч На этом свадьба кончается, но у богатых она продолжается еще три дня. Гостей созывают на второй и на третий день, и угощение в эти дни бывает еще богаче. Среди прочего бывает и чай. В эти дни к столу собираются главные сваты и близкие родственники. В наше время встречаются люди, которые готовят на свадьбу пиво. Для желающих в маленькой комнате устраивается буфет( но приносить спиртное на меджлис не полагается.

Хуш — хорошо, да будет так!

Смотрины подарков

После свадьбы, когда смолкают асе свадебные меджлисы, и до того, как жениху идти к невесте, в доме у нее вновь собираются женщины на меджлис, на котором положено показывать подарки. Гостей так и приглашают — на смотрины. По этому поводу готовится богатое угощение, и собравшиеся женщины рассматривают вещи, поднесенные невесте в подарок от жениха. Каждая из них в свою очередь так же преподносит невесте подарок по мбре своих возможностей: ситец на платье, отрезы материи, деньги и тому подобное. После смотрин жених и невеста попадают, наконец, в объятия друг друга.

Встреча жениха я невесты

Итак, все меджлисы позади, и жених спешит к своей невесте. По обычаю мусульманских татар жених не может сразу после никяха забрать невесту к себе. В первый раз он видит ее в доме своего тестя. Вначале жених просто навещает невесту — гостит. К свиданиям он готовится тщательно, надевает свою лучшую одежду, часто сшитую специально для этой цели. Тюбетейка, казакин, чекмень, шуба, ичиги, кавуши — все с иголочки. Обычно первая встреча происходит вечером в понедельник или в пятницу. В положенное время от невесты к жениху направляется посыльный с наказом: просим пожаловать в такой-то вечер. У жениха собираются друзья, старшие а младшие братья для того, чтобы проводить его. На своих лошадях он не едет. За ним специально приезжают от невесты и доставляют к ней с большими почестями на паре лошадей в дорогом экипаже с фонарями по бокам. По обыкновению это происходит вечером, в сумерки, и за женихом приезжает сваха. Зачастую бывает так, что жених и сваха добираются по отдельности, но в дом, в специально приготовленную комнату, где его ожидает невеста, жениха провожает сваха.

Прием жениха

Итак, для жениха как для дорогого гостя тщательно готовится одна из комнат. В ней брачная постель: кровать, на кровати в два слоя пуховые перины, шелковое одеяло и шелковый или из красивого ситца полог. Ком-па гп со вкусом обставляется, на каждом столе в серебряных подсвечниках зажигается по две свечи, дом наполняется душистыми благовониями. Во всем столько торжественности, заботы и уюта, что войдя, невольно спрашиваешь себя: не забрел ли ты в рай? Лишь после такой кропотливой подготовки посылают жениху приглашение пожаловать к невесте. Невесту к этому времени наряжают, опрыскивают благовониями и сажают п.ч крап перины, застилающей кровать- Здесь она и сидит, поджидая жениха. Одежда на невесте обычная, из той, что уже была описана нами в разделе «одежда». Пышность наряда зависит от положения девушки. С наступлением вечера привозят жениха, который щедро одаривает мелочью снующих вокруг ребятишек. Сваха провожает его к невесте. У двери комнаты стоят один-два ребенка, которые «сторожат дверную ручку». За деньги они пропускают жениха. Войдя, он раздевается и здоровается с девушкой, или же его раздевает девушка после того, как они поздоровались. Приветствуя невесту, жених дарит ей деньги, в зависимости от состояния. Вся эта церемония называется встречей, а деньги или другой подарок — деньгами встречи. Сваха после этого 'исчезает. Молодым приносят еду, и они ужинают сидя рядом. Никто не беспокоит их. До еды обычно подают мед с маслом. Отведав угощение, жених кладет на поднос деньги. Это и есть деньги «бал-мая» '. После еды пьют чай, а там готовятся лечь. Невеста раздевает жениха и затем раздевается сама. Молодые взбираются на кровать, спят... Наутро для жениха топят баню, куда он идет вместе с молодой женой. Уходя, он оставляет на порппе деньги, которые называются «деньгами перины» и полагаются тому, кто готовил постель. Пока молодые моются в бане, комната убирается, заново застилается постель. В бане жених также оставляет деньги, называемые «банными деньгами» — для человека, истопившего баню. В первое свое посещение жених ночует в доме тестя четыре ночи подряд. На пятый день он навещает своих родных, справляется об их здоровье и снова уходит к невесте. Во время посещения родителей он при-

1 Б а л-м а н — мед-масло,

носит подаренные ему девушкой вещи: нарядную тюбетейку, часы, дорогой чекмень, рубаху и штаны, онучи из хорошей бязи, украшенные вышивкой. Приходит к родителям разодетый невестой с ног до головы. Затем посылаются подарки родителям жениха, старшим и младшим братьям, родственникам из приданого невесты. В основном это платье. Женщинам — из дорогого ситца или шелковой материи, мужчинам — рубашки из бязи, ситца или полотна. Пожилым женщинам дарят нарядные головные платки или тонкие ажурные шали. Жених приносит также как-тош — угощение своим родственникам от невесты. Порядок приготовления этого блюда таков: миндальный орех смешивают с сахаром и дают затвердеть на меду. Укладывают как-тош на большой поднос, а сверху густо смазывают пастилой и посыпают мелкими конфетами. Подают к столу на том же подносе. Некоторые люди среднего достатка делают как-тош из теста. Сверху его так же смазывают пастилой и посыпают конфетами. Иногда пастилу подают на отдельном блюде.

Меджлис как-тош

Жених, возвратившись от невесты, собирает друзей, соседей, знакомых прихожан и муллу на меджлис. На стол подают очень много обычных блюд. Под конец застолья, когда уже испробовали все приготовленные блюда, приносят целиком на подносе как-тош. Благословив бога в молитве, как-тош ломают на куски и подают гостям каждому на отдельном блюде. Делит как-тош и угощает собравшихся муэдзин прихода. Деньги на этом меджлисе обычно не дарят. Но если жених принадлежит к муллам, то, выказывая почтение, гости дарят деньги, кто сколько может. Мы уже заметили, что жених приходит к родителям с подарками невесты: тюбетейкой, рубашкой, часами и т. д. Ворот такой рубашки раньше вышивали золотой канителью. Сейчас эта традиция уже забыта. Тюбетейка, подаренная жениху, стоит самое меньшее 15—20 рублей, часы — 25 рублей, кто как может...

Жених приводит невесту

Жених, после того как четыре дня провел подле невесты, ходит к ней только по вечерам. Затем начинает ходить по вечерам в четверг, потом —по четвергам через неделю. Некоторые женихаются таким образом четыре-пять лег. Иногда женихи увозят невест к себе, но через некоторое время снова возвращают родителям. Что бы пи говорили по этому поводу в городе, жених в доме тестя всегда уважаемый гость. Наконец, после длительного жениховства жених навсегда забирает невесту вместе с ее пуховиками и перинами себе в дом, что называется «приводит невесту». По этому поводу в доме жениха созывается меджлис женщин. Вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса иод самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: невесты в отчем доме помело — и то боится.

Похороны

Человек болеет. Насколько это возможно, его исцеляют лекарствами. Множество существует болезней и много есть для них причин. А если уж напала на кого хворь, он ищет подходящее средство для лечения, пробует все лекарства и заговоры, о которых слышал. Если они не помогают — идет к докторам; в теле одна душа, умирать не хочется. От простуды пьют отвар из липового цветка, шалфея, настой из пастилы калины, делают настойку из древесного гриба, в деревнях пьют чай с малиной. От кашля пользуют нашатырку, лижут квасцы. От малярии многие пьют полынь, заворачиваются в шкуру волка или медведя, носят за пазухой кусок змеиной кожи — верят, будто лихорадка боится их. Если человек бредит, его лечат заговором; читают семь вечерних молитв или Коран. Если лекарства и заговоры не помогают, человек умирает. От смерти никуда не укроешься. Когда приходит человеку время умирать — зовут муллу. Он читает больному отходную молитву, отпускает ему грехи и выслушивает завещание, если человек еще в силах говорить, К умирающему подходят дети и родственники. Они стоят вокруг него и, плача, приговаривают: «Умирает, умирает...» Мулла или другой почтенный человек находятся возле больного до тех пор, пока душа его не покинет тело. При этом постоянно повторяют иман, напоминая о вере, и время от времени псят его водой. Обновление имана заключается в том, что больному говорят, напутствуя, изречения вроде: «аллах, аллах», или «нет бога кроме аллаха и Мога-мет — пророк его» и другие изречения ислама. Находящийся при смерти больной повторяет эти слова вслух, а если нет сил их произнести вслух, то повторяет про себя, И если уж болезнь неизлечима, человек умирает. Его оплакивают все, причитая при этом: «умер, умер...». Покойника кладут ногами в сторону Каабы; начинают приготовления к похоронам. Отправляют людей копать могилу. Глубиной ее делают в человеческий рост. С той ее стороны, что обращена в сторону Каабы, делают в нижней части могилы боковое углубление для покойника— ляхет. Чаще всего покойника обмывает муэдзин, в особенности, если умерший был богатым человеком. Обмывают покойного в специальном лубяном корыте; ноги его при этом обращены к Каабе. Воду поливает помощник. Покойниц моют женщины. После этого покойника заворачивают в саван. Мужчин заворачивают в три слоя, женщину—в четыре. Концы савана у головы и у ног собирают и завязывают узлами, которые в могиле распускаются. Носилки для покойника делают из веток и устилают их древесной корой. На кладбище носилки несут десять человек. К выносу покойника приходят мулла и муэдзин. Мулла читает Коран, но не весь, а только те места, которые находит нужными. Если у покойника есть фидия — откуп за грехи,— то мулла некоторое время ходит вокруг него, замаливает его грехи. Каждому умершему, если у него было хоть какое-то богатство, нужна фидия: за недочитанные молитвы, невыдержанные посты. Затем покойника кладут на носилки, и десять человек, подняв их на руки, несут к тому месту, где будет читаться заупокойная. В мечеть покойника не заносят, а отпевают во дворе мечети или в каком-либо другом месте. Кладут его правым боком к Каабе, мулла становится у груди. Молитва при этом читается несколько необычно: не становятся на колени, не касаются головой земли. Заканчивают ее стоя, повторив четырежды: «Аллах акбар» '. Во время отпевания читают салават 2 и еще специальную молитву. Затем покойника кесут на кладбище, опускают в могилу и кладут в боковое углубление. Для этого в могилу спускаются муэдзин и ближайший родственник. Если есть в том необходимость, то спускается еще один человек. Поместив покойника в нише и заложив ее кирпичом или досками, засыпают могилу землей. После того, как могилу разровняют, мулла садится и читает главу .из Корана — Табарак. Затем стоящим вокруг могилы беднякам раздают милостыню, в зависимости от положения умершего. Когда люди расходятся, у могилы остается один мулла, что'бы повторить слова имана 3. Стоя над погребенным, он произносит их, чтобы покойнику было легче держать ответ перед вопрошающими ангелами. По религии к нему сразу же после погребения являются два ангела и спрашивают: «Кто твой бог? Кто твой пророк? Какова твоя религия?» Покойник должен ответить теми словами имана, которые ему подсказывает мулла: «Бог мой — аллах, пророк — Могамет, религия моя — ислам».

Категория: Аның әсәрләре | Добавил: angel (06.01.2014)
Просмотров: 572 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024