Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Сораштыру

"Китап-әт-тәрбия" не эшегездә яки бала тәрбияләүдә кулланасызмы?
Всего ответов: 1227

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Шимбә, 18.05.2024, 22:14
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Язмалар


Главная » Статьи » Аның әсәрләре

Каюм Насыйри. Научные исследования
ГОРОД КАЗАНЬ

В Российском государстве две столицы. Первая по значению — город Петербург, вторая—Москва." Казань находится в 1400 километрах от Петербурга. Красивый, хорошо застроенный город. Озеро Кабан и Булак делят Казань пополам. К югу от них находятся мусульманские постройки. Есть они и в окрестностях Казани — в слободах Бишбалта и Ново-Татарская, возле Порохового завода. На всей этой территории четырнадцать мечетей. При каждой мечети имеется большое медресе. Есть у мусульман своя площадь, называемая Печан базары — Сенной базар. Ее окружает около двухсот лавок. Торговлю в них ведут мусульмане. Самый ходовой товар — мануфактура, чай, сахар и все то, что едят и пьют. Ремесленники торгуют шапками, ичигами, кавушами! и прочими изделиями своего ремесла. Только обуви мужской и женской за год в Казани изготавливается на 250 тысяч рублей, и все это — дело рук мусульманских умельцев. Много в Казани мастериц среди женщин, которые трудятся в основном над изготовлением тюбетеек, такии 2, калфаков 3. В одной только Казани за год шьют более 600 тысяч головных уборов. Ежегодно здесь печатается около 500 тысяч книг, в том числе и Коран. Есть у мусульман свои мыловаренные, суконные, а также

1 К а в у ш и — национальные мягкие кожаные калоши,
5 Т а к и я — вид женского головного убора, вышитого жемчугом.
з Калфак — национальный женский головной убор, расшитый бисером или жемчугом.

свечной заводы. Издавна славится и восхваляется всеми казанское мыло. Растет Казань, увеличивается из года в год. Судя по календарю пятидесятых годов, в городе было 45 тысяч человек, а сейчас их насчитывается около 81—82 тысяч. На неделе в Казани бывает три больших базара — в понедельник, среду и пятницу. Больших площадей, где проходят базары, тоже три: Сенная, Рыбная и Хлебный базар. В дни базаров отовсюду в Казань стекается добро и нет ему конца и края. И никто еще не увозил свой товар обратно — иногда ввезенного оказывается недостаточно. И самое большое оживление — в мае на Булаке, где каждый год проходит весенняя ярмарка Ташаяк.

МЕЧЕТИ КАЗАНИ

До царствования Екатерины II в Казани каменных мечетей не было. Были лишь холодные помещения, кое-как сколоченные из досок. Как рассказывает старый Мустафа ага, при жизни Хромого Каратуна ' в Казани не осталось ничего, похожего на мечеть. Для сотворения намаза мусульмане собирались в ветхих шалашах, крытых древесной корой. После смерти Хромого Каратуна мусульмане почувствовали облегчение. Примерно в 1770-е годы, воспользовавшись приездом в Казань Екатерины II2, самые почитаемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им построить каменные мечети. Царица Екатерина, приняв прошение казанских баев, дала свое согласие и сама указала место строительства. Она проявила большое великодушие к мусульманам и, бывая среди них, расспрашивала, не терпят ли они беды от русского народа. Мусульмане же, нисколько не жалуясь на русских, отвечали ей: «Слава аллаху, не ведаем никаких мучений». Рахматулла Амирханов рассказывал так: после получения согласия царицы был заготовлен материал и началось строительство здания каменной мечети. В первую очередь были построены мечеть Зффенди и мечеть Баев. Их постройкой с большой

1 Хромой Каратун — Лука Канашевич, архиерей, насильственно насаждавший христианство срс/:и мусульман.
2 Екатерина II была в Казани в 1767 году.

поспешностью занялись самые состоятельные баи города, желая как можно скорее использовать благоприятный случай, предоставленный царицей Екатериной П. Но спешка привела к тому, что при закладке здания было неточно определено направление на Мекку, поэтому кыбла в обеих мечетях оказалась несколько смещенной. (Мечеть должна быть обращена фасадом к святыне мусульман Каабе п городе Мекке.) Когда дело, дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его вцсотой, написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения». Строительство обеих мечетей было закончено в 1771 году. Первую, как мы уже говорили, назвали мечеть Эффенди, вторую — мечеть Баев.

...Каменная мечеть известна в народе под названием Голубая. Раньше на ее месте стояла деревянная, которую впоследствии разобрали и перенесли в село Кавал. Голубую мечеть построил Исай Ахмет в 1812 году.

Третья каменная мечеть. Ранее на ее месте также стояла деревянная, построенная человеком по имени Апри в 1769 году. Так называли Абдурашида Мучтукова, сына Мустафы. В 1871 году эта мечеть сгорела и вместо нее бай Садык Бурнаев выстроил каменную, известную под названием Бурнаевской.

В Азимовском, или как его еще называют Заводском, приходе стоит сейчас вторая деревянная мечеть. Первую строил Маджид хаджи ', а когда она обветшала, вторую построили Азимовы.

Мечеть Базарная построена баем Габидуллой Юну-совым в 1845 году.

Пятая каменная мечеть в наше время входит в приход Ахмет хазрета. Раньше, когда на Сенном базаре не было своей мечети, он назывался приходом Сенного базара, Прежде здесь стояла деревянная мечеть. Каменную построил Муса бай, сын Салима из Урнаш-Баши в начале XIX века.

1 Хаджи — человек, совершивший паломничество в Мекку, СБИТОЙ.

Девятая каменная мечеть сейчас известна как мечеть Джиганши. Выстроил ее покойный Джиганша Усманов в 1868 году, а открыл приехавший по этому поводу его преподобие муфтий '.

Приход каменной мечети в Ново-Татарской слободе называют приходом Мачке, по имени живущего там известного бая Мачке, а мечеть носит название Большой каменной. Построил ее в 1801 году Габдулла бай из. Маскары.

Каменную мечеть в Ново-Татарской слободе отстроил в 1802 году Ракый бай. Ее считают мечетью Среднего прихода, а раньше называли приходом Махмуда муллы. Первым имамом2 был Махмуд мулла, сменил его Абу-бакир мулла, а затем заступил Габдельгафур мулла с одним своим помощником.

Малую каменную мечеть известного сейчас прихода в Ново-Татарской слободе раньше называли мечетью Дамеллы. Построил ее Муса Апанаев. Имамами и му-даррисами в ней были Хамид мулла, Мухаммед дамелла и Шахи хазрет.

Мечеть в слободе Бишбалта прежде была деревянной. Новая построена Юнусовыми совсем недавно. Прежние имамы неизвестны, а в последнее время в ней служил Габдельислам мулла.

Не знаю, была ли раньше мечеть в Пороховой слободе, но эту построил казанский купец Муса, сын Муна-сиба, известный также под именем Менгер Муса, в 1809 году.

Сейчас в Казани и слободах насчитывается 14 мечетей, которые объединяют 12 тысяч душ мусульман.

...Каменная мечеть известна как Новый приход. Располагается она при въезде в Ново-Татарскую слободу. Ее построил благоверный Мухаммеджан сын Назыра в 1874 году.

НЕКРОЛОГИ И МОГИЛЬНЫЕ КАМНИ

Или несколько слов о выдающихся людях и ученых прошлого, а также замечания о некоторых могильных плитах.

1 Муфтий — глава мусульманского духовенства, а И м а м — приходский мулла.

Мулла Габденнасыр аль Курсави — духовный наставник и учитель деревни Курса Казанской губернии и уезда — поистине один из заслуживающих уважения ученых эпохи, приобретший известность как не чуждый новых веяний мулла. Любое свое суждение стремился он вынести из Корана, в соответствии с ним творил суд справедливости. При этом повторял: «Не прошли еще •времена познания нового, и пусть каждый сообразует свои действия согласно разуму и воле. Постыдно следовать общему потоку мысли». И еще будто бы заявлял: «После ученого Тафтазани человека, подобного мне, не бывало на свете. У муллы Курсави множество трудов и статей. Одна из них — комментарии к книге «Гакаид эн-насфи», где в отличие от других трудов по правоведению сказано, что «свойства бога воплощены в сущности самого бытия». Это высказывание вызвало ожесточенные нападки со стороны бухарских ученых. Когда крамольные мысли дошли до самого эмира, он приказал вывести муллу Габденнасыра на площадь суда и подвергнуть мучительным пыткам. Друзья и единомышленники обступили его с уговорами, откажись, мол, от своих слов, иначе лишишься головы. Окруженный палачами с саблями наголо, мулла Габденнасыр отказался от сказанного и только так заслужил прощение эмира. Мысль, возмутившая правителя Бухары и ученых, заключалась в том, что он писал: «Поиски и нахождение истины кроются не в слепом поклонении верованиям и идолам древности, а в критическом их осмыслении вплоть до исключения ненужных из них, ибо это свойство и право человека, данные ему богом. Нельзя веровать по-старому». Звучат они и в комментариях к «Хафтияку ша-рифу» — книге, широко известной и читаемой в народе. Напечатана она в 1863 году.

Помимо этих трудов есть у него еще ряд произведений. Например, сочинение о вечерней заре — шафак. Начинается оно словами о том, что «все многочисленные упоминания аллаха в Коране есть не что иное, как единая восхваляющая его молитва». В конце имеются записи о намазе ' «ясту» — молитве, совершаемой после вечерней зари. Содержание записей сводится к следующему: «Человек должен трудиться во всю меру

1 Намаз — богослужение, молебен.

своих способностей. Труд — знамение времени. Нет конца эпохе деятельности'».

Родился мулла Габденнасыр аль Курсави примерно в 1765 году. Умер от чумы в 1813 году в Стамбуле во время паломничества в Мекку. В один день эпидемия унесла десять человек, прибывших сюда из Казани. Говорят, что многие из них были учениками Габденна-сыра. До этого ученый много лет преподавал в родном ауле.

 

Категория: Аның әсәрләре | Добавил: angel (06.01.2014)
Просмотров: 447 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024