Сәлам, Кунагым!

Сездә ничек?

Лаешта һава торышы

Рәхим итегез!

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан: Ризаэддин Фәхреддин мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Каюм Насыйри мирасы

"Без булдырабыз!"
«Бөек мәгърифәтчеләр” циклыннан Шиһабетдин Мәрҗани мирасы

"Без булдырабыз!"
«Безнең юбилярлар” циклыннан Сәгыйть Сүнчәләй мирасы

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Нигез ташым

"Без булдырабыз!"
«Горурлыгым минем” циклыннан Авылым Имәнкискәм

Бәйгедә катнашам

Белем җәүһәрләре-2011 II Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

Форма входа

Эзләү

Сораштыру

Каюм Насыйри турында беләсезме?
Всего ответов: 1993

Статистика


Онлайн барлыгы: 1
Кунаклар: 1
Пользователей: 0




Шимбә, 18.05.2024, 20:06
Исәнмесез, Хөрмәтлем! Гость | RSS

КАЮМ  НАСЫЙРИ

| Теркәлү | Керү
Язмалар


Главная » Статьи » Аның турында истәлекләр

"Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри"

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА Г. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАЮМА НАСЫРИ

1.1.Развитие татарской педагогической мысли в Казанском крае во второй половине ХУ1П-Х1Х вв. и её влияние на формирование мировоззрения Каюма Насыри.

1.2.Этапы развития педагогических взглядов и научнометодической деятельности Каюма Насыри.

1.3.Общие понятия педагогической науки в творческом наследии Каюма Насыри.

ГЛАВА Н. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КАЮМА НАСЫРИ

2.1. Принципы и методы преподавания естественно-математических дисциплин в педагогическом наследии Каюма Насыри.

2.2.Построение и изучение арифметики и геометрии в учебниках Каюма Насыри.

2.3.Распространение Каюмом Насыри естественнонаучных знаний среди населения.

2.4.Возможности использования концептуальных положений педагогического наследия Каюма Насыри в условиях современной школы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри"

В развитии личности человека особо важную роль играют педагогические традиции предшествующих поколений, богатство народной мудрости, общественный опыт воспитания и обучения, обогащающие мировую педагогическую мысль. Целенаправленное изучение их, выявление новизны позволяют нам констатировать, что они обладают огромным воспитательным потенциалом, умелое использование футурологических функций которого позволит более эффективно и успешно осуществлять воспитание и обучение подрастающего поколения в современном постсоветском пространстве.

Изучение истории развития образования, воспитания и всего комплекса педагогической мысли народа актуально всегда. Лишь зная историю своего народа, его духовное наследие, общественно-педагогическую деятельность его лучших представителей, можно успешно решать те задачи, которые стоят перед школой.

Актуальность исследований, посвященных изучению историко-педагогического наследия, заключается в том, что оно позволяет представить развитие педагогической мысли в целом, понять сущность, специфику, динамику педагогических событий конкретного периода, выявить причины, механизмы зарождения и развития педагогики народного просветительства, изучить и выявить взаимосвязь педагогической мысли со всем комплексом общественной жизни.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего означает разрушение связей между поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании и развитии личности. Усвоение же педагогического опыта прошлого помогает овладеть педагогической культурой, мастерством, глубже уяснить задачи, стоящие перед современной школой, отчетливее представить перспективу ее развития, а также предупреждать повторение ошибок прошлого.

Для совершенствования учебно-воспитательного процесса, например, в татарской национальной школе, и рационального обновления содержания и методов обучения учащейся молодежи большой интерес представляет изучение исторического и литературно-педагогического наследия известных татарских деятелей культуры и просвещения второй половины XIX века-начала XX вв.: Ш.Марджани, Х.Фаизханова, К.Насыри, Р.Фахрутдинова, Г.Тукая, Ф.Амирхана и др. Все они выступали за широкое народное просвещение, совершенствование методики обучения и воспитания. Среди учёных-педагогов XIX века, наследство которых привлекает все большее внимание, одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри - человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики.

Состояние изученности проблемы. В литературе отражены отдельные аспекты деятельности К.Насыри. Первым, кто определил место К.Насыри в истории духовной культуры татарского народа, был Риза Фахрутдинов. Он опубликовал в «Асар» статью о деятельности Насыри, впоследствии перепечатав её в журнале «Шура».[250,252]

В русской востоковедческой литературе деятельность К.Насыри была отмечена его современниками-тюркологами профессорами Н.Ф.Катановым, В.В.Григорьевым и другими [40, 67, 216]. Особенно пристальное внимание обратил на творчество К.Насыри, как учёного Н.Ф.Катанов, написав более десяти рецензий на его произведения.

Можно, таким образом, утверждать, что ещё в дореволюционной литературе творчество К.Насыри получает известное освещение, но, разумеется, на скромном уровне развития науки того времени.

В послереволюционные 20-е годы одним из учёных, обратившихся к изучению наследия К.Насыри, был Дж. Валиди (1887-1938), считавший К.Насыри одним из ярких представителей литературного течения, имеющего переводно-календарный характер. «И вообще Насыров, - пишет он, - своими сочинениями заложил основы новой татарской литературы и возбудил интерес к светскому знанию»[19]. Валиди считал К.Насыри более популяризатором научного знания, чем оригинальным мыслителем, педагогом, переводчиком, чем писателем.

Филолог Абдурахман Сагди (1889-1956) выдающийся просветительский вклад К.Насыри в татарскую духовную культуру связывает с высказываниями о преимуществах татарского языка перед тюрки, сведя их к шести позициям: 1) татарский язык - отдельный язык со своей грамматикой; 2) байты - поэзия, прекрасно выражающаяся через татарский язык; 3) при выражении через язык арабских и персидских заимствований татарский язык ничуть не хуже других; 4) татарский язык I богаче глаголами, чем некоторые другие языки; 5) татарский язык не должен находиться в состоянии «покоя», 6) народу, называющему себя татарами, необходим свой оригинальный татарский язык. [135]

В 1922 году, в связи с 20-летием со дня смерти Насыри, по инициативе Г.Ибрагимова и при участии татарских литературоведов и историков -Г.Рахима, Г.Газиза, Х.Бадыги, Дж.Валиди - был издан «Сборник о Каюме Насыри» [139]. Этот труд - первое научное сочинение о наследии татарского ученого. В нем особым образом выделяется статья Г.Ибрагимова «Историческое место Каюма Насыри», в которой автор проанализировал вклад Каюма Насыри в развитие татарской просветительской мысли. Эта 4 статья впоследствии и стала «своеобразным маяком» для современных учёных, изучавших творчество К.Насыри.

Жизнедеятельности К.Насыри было уделено самое пристальное внимание в 30-50-е годы. В 1945 году, в связи со 120-летием со дня рождения Насыри, состоялись научные конференции в Казани и Москве. В 1948 году на основе докладов этих конференций были изданы два сборника: один на русском, другой на татарском языках.

В этих сборниках разносторонне освещается литературная, лингвистическая, историческая и этнографическая деятельность татарского учёного. Правда, несколько в стороне от исследования остался вклад К.Насыри в татарскую общественную мысль как просветителя. Эти сборники послужили толчком для написания монографии, посвященной татарскому просветителю. М.Гайнуллин осветил деятельность К.Насыри как просветителя на общем фоне татарского просветительского движения.[26,27]

В 60-70-е годы педагогические взгляды К.Насыри нашли довольно обстоятельное освещение в исследованиях профессора Я.И.Ханбикова. [171,172,173]

В 1975 году, в связи со 150-летием со дня рождения К.Насыри, в Казани и на родине учёного состоялись торжественные собрания и научные конференции. На основе представленных докладов в 1976 году был издан научный сборник. В нём деятельность К.Насыри получила подробное освещение. Он был показан и как видный татарский ученый и писатель (М.Х.Гайнуллин), и как просветитель (Я.Г.Абдуллин), и как востоковед (С.М.Михайлова), и как лингвист (М.З.Закиев), и как историк (Р.Г.Фахрутдинов).

В 80-90-е годы просветительская деятельность К.Насыри рассматривалась в трудах Я.Г.Абдуллина[1,2], Р.У.Амирханова[3,4,5], А.Ш.Асадуллина[7], В.М.Беркутова[14], Я.И.Ханбикова[174], Хузиахметова А.Н.[257], М.А.Усманова[150], А.Н.Юзеева[204], И.Р.Галиахметова,

Г.Ж.Даутовой[45] и др. Однако указанные авторы не ставили перед собой задачи всесторонне представить педагогическое наследие выдающегося татарского учёного, педагога, просветителя. Между тем, в трудах К.Насыри освещены многие общепедагогические и дидактические проблемы школьного образования, подготовки учителей, представляющие значительный интерес и ценность для современной педагогической науки и практики, которые целостно не изучены и не разработаны. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью исследования педагогического наследия татарского просветителя и учёного XIX века К.Насыри, возможностями использования содержательного и воспитательного потенциала этого наследия в условиях постсовесткой школы и неизученностью факторов и условий формирования педагогических взглядов учёного, необобщённостью его трудов в целом и области естественно-математического образования в частности.

Это противоречие подтверждает очевидность существования историко-педагогической проблемы: какие социально-политические, историко-педагогические условия и факторы сформировали просветительское мировоззрение и педагогические взгляды К.Насыри; каковы содержание и научно-методическое обеспечение естественно-математического образования в педагогическом наследии учёного?

Педагогическое наследие К.Насыри мы рассматриваем как имеющее большой научный интерес не только с точки зрения истории развития образования и педагогической мысли, но и как источник практических советов и рекомендаций в решении современных проблем совершенствования содержания и методов обучения естественно-математическим дисциплинам. Это и обусловило выбор темы настоящей диссертационной работы: «Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри».

Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить и представить в определенной целостности педагогические взгляды К.Насыри, выявить те научно-методические положения и рекомендации из его наследия, которые связаны с естественно-математическим образованием.

Объектом исследования является педагогическое наследие Каюма Насыри.

Предмет исследования - содержание, формы и методы организации естественно-математического образования, разработанные К.Насыри.

В соответствии с предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Раскрыть социально-исторические условия формирования мировоззрения и развития педагогических взглядов К.Насыри.

2. Выявить основные направления научно-методической и творческой деятельности учёного.

3. Систематизировать и обобщить теоретические положения К.Насыри по вопросам естественно-математического образования.

Методологической основой данного исследования явились системный анализ, принцип историзма, единства национального, межнационального и общечеловеческого; учет национального самосознания народа и необходимость, в связи с этим, не только выявления национальных традиций, но и использование в их рамках соответствующих этнокультурных общностей.

Исследование опирается на методологические и теоретические принципы теории и истории педагогики, в частности, на концепции нравственного воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, на подход к истории педагогики как части культуры, имеющиеся этнопедагогические исследования (К.Д.Ушинский, К.Ш.Ахияров, В.М.Беркутов, Г.Н.Волков, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков и др.) В сочетании с принципами историзма, научности, объективности, плюрализма, неразрывности педагогического и социально-культурного они обеспечивают выявление предпосылок и условий формирования педагогических взглядов К.Насыри.

Методы исследования, применяемые в диссертации, характерны для историко-педагогических исследований. Для реализации принципа научного историзма использовались историко-ретроспективный и сравнительно-сопоставительный методы, а также научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве. Диссертант стремился к широкому многоаспектному освещению исторического фона для раскрытия конкретно-исторических условий формирования педагогических взглядов К.Насыри, к адекватному научному отражению их прогрессивного гуманистического содержания.

Достоверность исследования обеспечивается системно-историческим подходом к изучению проблемы, четкими методологическими позициями, использованием большого количества историографического материала, адекватностью методов исследования его целям и задачам.

Источниками исследования явились историко-педагогическая и философская литература по данной проблеме, труды по истории естественно-математического образования; работы К.Насыри, архивные материалы по исследуемой проблеме, хранящиеся в Российской государственной библиотеке (г.Москва), в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР), в Национальном архиве республики Татарстан (НАРТ), в Государственной публичной библиотеке (ГПБ) (г.Москва), в научной библиотеке КГУ им.Н.И.Лобачевского (г.Казань); литература о К.Насыри и его научно-педагогической деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключаются в том, что в ней:

1) введены в научный оборот первоисточники К.Насыри, разнообразные архивные материалы по теме, позволившие глубже и полнее осветить научно-педагогическую деятельность К.Насыри, его вклад в развитие школьного естественно-математического образования;

2) определены социально-культурологические факторы формирования научно-педагогического мировоззрения К.Насыри:

• татарская просветительская мысль,

• народность демократической педагогики К.Д.Ушинского,

• арабоязычная и ираноязычная литература,

• европейская и русская культура;

3) выявлены общенаучные и педагогические взгляды К.Насыри:

• стремление к подготовке гуманного, широко образованного человека, любящего свою родину и уважающего другие народы,

• обоснование необходимости приобщения к культуре других народов, борьба против национальной самоизоляции,

• негативное отношение к схоластической системе обучения в конфессиональных школах,

• понимание того, что обучение должно быть всеобщим, не зависящим от социального и материального положения обучающихся и их родителей,

• убежденность в необходимости перехода на прогрессивные методы преподавания, введение основ светских наук, преподавание на родном языке, изучение русского языка; народность обучения и воспитания и др.;

4) на основе по возможности целостного обобщения всего педагогического наследия К.Насыри выявлены и синтезированы:

• прогрессивные идеи учёного в обучении детей естественно-математическим дисциплинам,

• вопросы построения учебников по арифметике и геометрии и о методах изучения их,

• просветительская деятельность учёного среди населения по вопросам естественно-математического образования;

5) раскрыто значение наследия К.Насыри для современного развития педагогической науки в целом и естественно-математического образования в частности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:

• расширяют и дополняют представления об истории педагогической мысли татарского народа второй половины XVIII - XIX вв.;

• создают предпосылки для углубленного исследования истории татарской педагогики;

• способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе;

• подтверждают необходимость использования полученного материала при чтении лекций, проведении практических занятий по соответствующим разделам программы истории образования и педагогической мысли, истории элементарной математики, методики преподавания математики и сопряженных с этими дисциплинами спецкурсов в высших и средних педагогических учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Совокупность социально-исторических условий формирования научно-педагогического мировоззрения К.Насыри.

2.Общенаучные и педагогические взгляды К.Насыри и факторы их формирования.

3.Содержание, методы и приёмы преподавания естественно-математических дисциплин в педагогическом наследии К.Насыри (опыт создания учебников, учебно-методических пособий по этим предметам, частные методики преподавания арифметики, геометрии, естествознания).

Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения основных результатов и выводов работы на научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ «Актуальные проблемы гуманизации образования», Казань, 2000; на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие Н.М.Таланчука и современные проблемы социального воспитания», Казань, 2002; обсуждались на кафедре педагогики Казанского государственного педагогического университета; основные результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в центральных журналах «Профессиональное образование», «Мэгариф», в сборниках трудов молодых ученых, аспирантов и студентов.

По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашей стране перед передовой наукой со всей остротой встали проблемы демократического обновления учебно-воспитательной работы, освобождение её от авторитарного и формалистико-декларативного характера. Объективным ходом общественного развития перед школой поставлены задачи раскрепощения педагогических отношений, преодоления однообразия учебно-воспитательной работы, установления ее связи с жизнью. Развитие новых общественных отношений неизбежно выдвигает вопросы совершенствования и разностороннего развития личности, требует осмысления совокупности всех влияний на формирование человека.

При критическом осмыслении нашей действительности, когда происходит переоценка общечеловеческих ценностей, крайне необходима нравственность в понимании явлений и событий прошлого и настоящего, непримиримость к недостаткам, углубление духовности во всех сферах жизнедеятельности учащихся и студентов. Это требует возвращения к опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры. Идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения психологии народа, его культуры, для возрождения системы национального образования и воспитания подрастающего поколения [119].

В связи с этим большой интерес для педагогической науки представляет изучение педагогического наследия отдельных ее представителей. Среди ученых-педагогов XIX века, наследство которых привлекает все большее внимание, первое место принадлежит, несомненно, К.Насыри. Человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов, К.Насыри всецело посвятил себя проблеме обучения и воспитания подрастающего поколения.

Формирование мировоззрения татарских педагогов-учёных европейского типа было тесным образом связано со знакомством с русской и западноевропейской наукой и культурой. Просветительские идеи среди татар впервые были выдвинуты на рубеже ХУШ-Х1Х веков виднейшими представителями татарской культуры Г.Утыз-Имяни, Г.Курсави, И.Хальфиным. Татарские просветители уже в первой половине XIX века стремились к усвоению передовой русской культуры, к созданию и развитию на её примере своей национальной культуры. Они мечтали о преобразовании религиозно-схоластических мэктебов и медресе в светские, делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей, литературой, языком и устно-поэтическим творчеством родного народа, что подготовило почву и ускорило формирование татарского просветительства как движения.

Одним из важных результатов всего предшествующего развития татарской педагогической мысли является становление во второй половине XIX века татарского просветительского движения. С творчества Фаизханова, Марджани и Насыри начинается возрождение татарской педагогической мысли светской направленности. Секуляризация татарской культуры сказалась на углублении свободомыслия, перенесения акцентов с религиозного на светское знание, в интересе к внутреннему миру человека. Развитие светских тенденций сопровождалось интересом татарских просветителей к русской культуре, науке, стремлением овладеть современными естественнонаучными знаниями.

Формирование передовой общественной мысли в Казанском крае во второй половине ХУШ-Х1Х веков происходило в период становления буржуазных отношений, формирования наций, отмены крепостного права в России. Население Казанского края, жившее в центре России, не могло остаться в стороне от новых веяний. Само время диктовало необходимость изменения новых форм бытия: общения, обучения, воспитания. Обновление духовной жизни татарского общества проявляется во многих сферах его жизнедеятельности. В просвещении - меняется методика преподавания учебных курсов.

Татарское общество этого периода развития, чтобы выжить в условиях формирования капиталистических отношений, нуждалось в новых людях, которые должны были иметь светское образование. Впервые эта мысль прозвучала в творчестве Ш.Марджани, Х.Фаизханова и К.Насыри, которые в 6080-е годы XIX столетия создают произведения гуманистического звучания.

Формирование педагогических воззрений К.Насыри происходило в период развития в Казанском крае монополистического капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Проводимая царским правительством политика в области народного образования состояла в укреплении самодержавия. Система образования была направлена на подготовку кадров, преданных господствующему классу. В многонациональном Казанском крае проводились христианизация и русификация нерусских народностей.

Однако, признавая общую отсталость татар Среднего Поволжья и Приуралья в сравнении с другими народами Европы, следует отметить, что ещё в XVIII веке во всех татарских деревнях, где были мечети, действовали школы, в которых местное население обучалось элементарной грамоте и религии. Поэтому нельзя говорить о всеобщей неграмотности, но следует признать низкий уровень образования татарского населения, что было связано с догматическими методами обучения, отсутствием светских дисциплин в преподавании. В период педагогической и научной деятельности К.Насыри в татарском обществе были довольно влиятельны реакционные элементы - ка-димисты, которые выступали от лица религии.

Мировоззрение К.Насыри вообще, его педагогические взгляды, в частности, складываются под влиянием, как восточной культуры, так и революционно-демократической педагогической мысли, под воздействием которых его просветительские взгляды эволюционировали и трансформировались в прогрессивные.

Анализ трудов К.Насыри показывает, что интерес к совершенствованию системы образования своей страны у него был огромен и стал целью его жизни, посвященной пробуждению народа и освобождению его от феодальных пережитков. Распространение среди народа научных знаний как решающего средства преодоления отсталости обусловило выдвижение К.Насыри на первый план практических вопросов просвещения и принятия в этом направлении конкретных мер. Идея обновления татарской школы, её реформирование становится основной в педагогической деятельности К.Насыри. Главной задачей просвещения он считает радикальное изменение содержания и методов обучения, что становится основным в его педагогической деятельности.

Таким образом социально-экономическое развитие России и острота политической борьбы в стране во второй половине XIX века, воздействие которых, несомненно, испытал на себе К.Насыри, а также тесная связь с идейным наследием своих предшественников, русская, западноевропейская, восточная наука и культура, под влиянием которых он стал интересоваться проблемами просвещения и его реформирования, были существенными факторами, способствовавшими формированию его мировоззрения и педагогических взглядов.

Каюм Насыри выступил против изжившего себя абстрактно-догматического преподавания естественно-математических дисциплин, поставив задачу решительного сближения материала изучения с жизнью, взаимной связи предметов и воспитания у учащихся активного математического мышления. При этом он выступает не только как талантливый педагог-практик, но и как крупный методист. Программы, учебники, учебные пособия по арифметике, геометрии, географии, естественной истории, составленные К.Насыри носят научный характер и характеризуют его как талантливого педагога, как методиста нового прогрессивного направления второй половины XIX века.

В учебниках К.Насыри творчески синтезированы достижения двух культур: татарской и русской. Он широко использовал в своих учебниках методические идеи русских педагогов второй половины XIX века. В частности, в предисловии к своей арифметической рукописи упоминает видного русского педагога И.И.ГГаульсона, арифметикой которого он пользовался. Но эти идеи не только преломились через призму самобытности содержания и методических принципов, разработанных лучшими представителями татарской математической школы, но и получили своё дальнейшее развитие в трудах К.Насыри. Как арифметическая, так и геометрическая рукописи К.Насыри послужившие первичным материалом для построения первых учебников для татарских школ на родном языке, могут служить в этом отношении убедительным примером.

Содержание, система и методы изложения учебников у К.Насыри просты и ясны; они написаны доступным языком для учащихся татарских школ. Примеры и задачи, освещающие некоторые области применения математики, взяты из жизни. Несмотря на широкий круг арифметических и геометрических сведений, сообщаемых в учебниках, все же основная их цель и направление заключается в знакомстве учащихся с некоторыми первичными арифметическими и геометрическими понятиями и фактами и в дальнейшем - в использовании сообщаемых сведений при решении практических задач. Высокая оценка математическим учебникам К.Насыри в свое время была дана русскими учёными - проф. Н.Ф.Катановым [67] и чл.-корр.АН СССР Н.К.Дмитриевым.

Большой заслугой К,Насыри является то, что, создавая первые учебники по математике - «Хисаплык» и «Гыйльме Ьэндэсэ», он одновременно разрабатывал научную математическую терминологию на татарском языке. При этом обращает большое внимание на то, чтобы каждый термин был доступен и понятен детскому возрасту. Многие слова, введенные им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учебниках по математике (например, слова сан, жию, аеру, булу и т.д.).

Своими первыми учебниками по арифметике и геометрии К.Насыри не только открыл широкий доступ для татарской молодежи к светским знаниям, но и создал прочную основу для дальнейшей научной разработки учебников по арифметике, геометрии, истории естествознания. Новаторские идеи К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин носят научный характер. Скучному и догматическому заучиванию метафизических определений единицы, числа, величины, арифметических действий и т.п. он противопоставлял живое, наглядное обучение естественно-математическим дисциплинам.

Значительный вклад внес К.Насыри в совершенствование типа и содержания урока, как основной формы организации учебного процесса. Его методические указания касаются буквально всех сторон урока: первоначальные понятия, объяснение нового материала, опрос, повторение, устные и письменные упражнения, система индивидуальных заданий и т.п. Идеи К.Насыри в области преподавания естественно-математических дисциплин приобретают особое значение, если учесть то, что они полностью совпадают с идеями видных русских педагогов, учёных и методистов, живших одновременно с К.Насыри. Это позволяет говорить, что К.Насыри стоял на правильных позициях в вопросах методики преподавания математики и естествознания.

Многое сделал К.Насыри для создания первой светской татарской школы. Им была создана и внедрена в практику этой школы новая методика первоначального обучения математике, татарскому языку, русскому языку. В начальную школу вводились и сведения естественнонаучного характера. В корне изменились взаимоотношения учителя и учащихся.

К преподаванию естественно-математических дисциплин К.Насыри предъявлял следующие требования:

• строить преподавание на материалистической основе, чтобы все понятия имели реальное происхождение, чтобы учащиеся в процессе обучения познавали вещи реального мира;

• научные знания должны быть усвоены учащимися последовательно и в строгой системе. В любой науке знание и навык вытекают из предыдущих, и сами могут служить основой для последующих. Систематичности и последовательности должно быть подчинено и расположение учебного материала;

• усвоение научных положений должно быть сознательным. Обучение не должно быть формальным. Необходимо совершенствовать и разнообразить методические приемы, которые развивали бы в учащихся самодеятельность, любознательность, активность на уроке, повышали эффективность урока;

• в основе обучения должна лежать наглядность;

• разнообразные педагогические и методические приёмы при обучении должны применяться с учётом сил и возраста учащихся;

• преподавание математики должно вестись в тесной связи с науками всего естественного цикла;

• вырабатывать у учащихся уменье применять знания в практической жизни.

Стремление сблизить преподавание естественно-математических дисциплин с практической жизнью, вооружить учащихся навыками и умениями, необходимыми для решения любого рода важных вопросов, научить сознательно, а не формально применять полученные знания к делу - это те звенья, которые роднят методику К.Насыри с методикой наших дней.

В лице К.Насыри татарская педагогика имела выдающегося педагога-демократа, педагога-гуманиста, педагога-методиста, славные традиции которого чтят учителя современной школы.

Таким образом, К.Насыри принадлежит значительная заслуга в отстаивании важности и актуальности педагогической науки, в раскрытии приёмов педагогического мастерства, в рациональном подходе и разработке педагогических проблем, которые выдвигались самим ходом социально-экономического и общественно-политического развития края, наличием многочисленных феодальных пережитков, процессом формирования татарской нации.

В основу общественного прогресса, который он сводил, прежде всего, к духовному развитию народов, развитию наук, учёный положил просвещение и обучение. И поэтому для К.Насыри, естественно, на первом плане стоят рационализм с его идеей непрерывного развития разума, ставка на духовные средства, просветительство, реформистский путь развития.

Гуманизм К.Насыри, отстаивание им духовной свободы человека имели важное значение для формирования в последующем рационалистических взглядов на личность, способствовали появлению новых нравственно-этических критериев и являлись значительным достижением татарской просветительской мысли второй половины XIX века.

В области просвещения он отстаивал свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения, смещал с пьедестала закостеневшие традиции, подвергая критике схоластическую систему обучения.

Просветительская деятельность К.Насыри по преобразованию татарских учебных заведений в целом отражала реальные потребности татарского общества и отвечала задачам его развития. Принимая во внимание то, как активно боролся К.Насыри за решение этих проблем, настраивая против себя реакционных мулл и ретроградов из стана царской администрации, мы не можем не прийти к заключению, что педагогическая деятельность К.Насыри носила демократический характер.

Трудно отделить педагогическую деятельность К.Насыри от научной, но несомненно, что образование и воспитание татарского народа он считал своей главной целью, и на этом поприще добился значительных успехов.

Совершенствованию обучения татарских школ он отдает все силы плоть до своей кончины.

Каюм Насыри пытается осмыслить систему воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:

1. Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы.

2. Учёт в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей.

3. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка.

4. Развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала,

5. Сочетание обучения с физическим трудом.

6. Гуманное и внимательное отношение к ребёнку.

7. Принципиальность по отношению к воспитываемому.

8. Личный пример воспитателя.

Личности воспитателя, его нравственному облику и умственной подготовке К.Насыри вообще придаёт очень большое значение. Воспитание и обучение, считает он, очень важная и ответственная сфера человеческой деятельности. От их постановки зависит, каким будет расти человек, и какие качества в нём сформируются.

Таким образом, можно утверждать, что К.Насыри в своей педагогической деятельности проявил передовые для своего времени педагогические взгляды, находившие поддержку среди активной части татарской интеллигенции.

Среди новых подходов в системе образования в настоящее время следует придавать значение вопросам этнопедагогики, которая основана на прогрессивных традициях и обычаях народа, гуманистическом воспитании, любви к ближнему, уважение старших, формированию целостного мировоззрения человека, что явилось основой педагогических взглядов К.Насыри.

Учитывая особенность Республики Татарстан, как многонациональной общности, важным является введение в состав национально-регинального компонента образования изучение педагогической культуры народов проживающих на территории республики. Отсюда - необходимость разработки программы курса и пособий в помощь учителям и учащимся, развитие школы, дошкольных учреждений на основе педагогики народа, что является одним из главных путей их обновления.

Педагогическое наследие К.Насыри нисколько не утратило своей теоретической и практической ценности и представляет собой достойный памятник татарской культуры XIX века. А основные научно-теоретические принципы оптимизации содержания и методики преподавания естественно-математических дисциплин, разработанные К.Насыри, не потеряли значения и в настоящее время

Категория: Аның турында истәлекләр | Добавил: angel (07.01.2014)
Просмотров: 1171 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024