ВВЕДЕНИЕ.ГЛАВА Г. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАЮМА НАСЫРИ 1.1.Развитие татарской педагогической мысли в Казанском крае во второй половине ХУ1П-Х1Х вв. и её влияние на формирование мировоззрения Каюма Насыри. 1.2.Этапы развития педагогических взглядов и научнометодической деятельности Каюма Насыри. 1.3.Общие понятия педагогической науки в творческом наследии Каюма Насыри. ГЛАВА Н. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КАЮМА НАСЫРИ 2.1. Принципы и методы преподавания естественно-математических дисциплин в педагогическом наследии Каюма Насыри. 2.2.Построение и изучение арифметики и геометрии в учебниках Каюма Насыри. 2.3.Распространение Каюмом Насыри естественнонаучных знаний среди населения. 2.4.Возможности использования концептуальных положений педагогического наследия Каюма Насыри в условиях современной школы. Введение диссертации по педагогике, на тему "Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри"В развитии личности человека особо важную роль играют педагогические традиции предшествующих поколений, богатство народной мудрости, общественный опыт воспитания и обучения, обогащающие мировую педагогическую мысль. Целенаправленное изучение их, выявление новизны позволяют нам констатировать, что они обладают огромным воспитательным потенциалом, умелое использование футурологических функций которого позволит более эффективно и успешно осуществлять воспитание и обучение подрастающего поколения в современном постсоветском пространстве. Изучение истории развития образования, воспитания и всего комплекса педагогической мысли народа актуально всегда. Лишь зная историю своего народа, его духовное наследие, общественно-педагогическую деятельность его лучших представителей, можно успешно решать те задачи, которые стоят перед школой. Актуальность исследований, посвященных изучению историко-педагогического наследия, заключается в том, что оно позволяет представить развитие педагогической мысли в целом, понять сущность, специфику, динамику педагогических событий конкретного периода, выявить причины, механизмы зарождения и развития педагогики народного просветительства, изучить и выявить взаимосвязь педагогической мысли со всем комплексом общественной жизни. Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего означает разрушение связей между поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании и развитии личности. Усвоение же педагогического опыта прошлого помогает овладеть педагогической культурой, мастерством, глубже уяснить задачи, стоящие перед современной школой, отчетливее представить перспективу ее развития, а также предупреждать повторение ошибок прошлого. Для совершенствования учебно-воспитательного процесса, например, в татарской национальной школе, и рационального обновления содержания и методов обучения учащейся молодежи большой интерес представляет изучение исторического и литературно-педагогического наследия известных татарских деятелей культуры и просвещения второй половины XIX века-начала XX вв.: Ш.Марджани, Х.Фаизханова, К.Насыри, Р.Фахрутдинова, Г.Тукая, Ф.Амирхана и др. Все они выступали за широкое народное просвещение, совершенствование методики обучения и воспитания. Среди учёных-педагогов XIX века, наследство которых привлекает все большее внимание, одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри - человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики. Состояние изученности проблемы. В литературе отражены отдельные аспекты деятельности К.Насыри. Первым, кто определил место К.Насыри в истории духовной культуры татарского народа, был Риза Фахрутдинов. Он опубликовал в «Асар» статью о деятельности Насыри, впоследствии перепечатав её в журнале «Шура».[250,252] В русской востоковедческой литературе деятельность К.Насыри была отмечена его современниками-тюркологами профессорами Н.Ф.Катановым, В.В.Григорьевым и другими [40, 67, 216]. Особенно пристальное внимание обратил на творчество К.Насыри, как учёного Н.Ф.Катанов, написав более десяти рецензий на его произведения. Можно, таким образом, утверждать, что ещё в дореволюционной литературе творчество К.Насыри получает известное освещение, но, разумеется, на скромном уровне развития науки того времени. В послереволюционные 20-е годы одним из учёных, обратившихся к изучению наследия К.Насыри, был Дж. Валиди (1887-1938), считавший К.Насыри одним из ярких представителей литературного течения, имеющего переводно-календарный характер. «И вообще Насыров, - пишет он, - своими сочинениями заложил основы новой татарской литературы и возбудил интерес к светскому знанию»[19]. Валиди считал К.Насыри более популяризатором научного знания, чем оригинальным мыслителем, педагогом, переводчиком, чем писателем. Филолог Абдурахман Сагди (1889-1956) выдающийся просветительский вклад К.Насыри в татарскую духовную культуру связывает с высказываниями о преимуществах татарского языка перед тюрки, сведя их к шести позициям: 1) татарский язык - отдельный язык со своей грамматикой; 2) байты - поэзия, прекрасно выражающаяся через татарский язык; 3) при выражении через язык арабских и персидских заимствований татарский язык ничуть не хуже других; 4) татарский язык I богаче глаголами, чем некоторые другие языки; 5) татарский язык не должен находиться в состоянии «покоя», 6) народу, называющему себя татарами, необходим свой оригинальный татарский язык. [135] В 1922 году, в связи с 20-летием со дня смерти Насыри, по инициативе Г.Ибрагимова и при участии татарских литературоведов и историков -Г.Рахима, Г.Газиза, Х.Бадыги, Дж.Валиди - был издан «Сборник о Каюме Насыри» [139]. Этот труд - первое научное сочинение о наследии татарского ученого. В нем особым образом выделяется статья Г.Ибрагимова «Историческое место Каюма Насыри», в которой автор проанализировал вклад Каюма Насыри в развитие татарской просветительской мысли. Эта 4 статья впоследствии и стала «своеобразным маяком» для современных учёных, изучавших творчество К.Насыри. Жизнедеятельности К.Насыри было уделено самое пристальное внимание в 30-50-е годы. В 1945 году, в связи со 120-летием со дня рождения Насыри, состоялись научные конференции в Казани и Москве. В 1948 году на основе докладов этих конференций были изданы два сборника: один на русском, другой на татарском языках. В этих сборниках разносторонне освещается литературная, лингвистическая, историческая и этнографическая деятельность татарского учёного. Правда, несколько в стороне от исследования остался вклад К.Насыри в татарскую общественную мысль как просветителя. Эти сборники послужили толчком для написания монографии, посвященной татарскому просветителю. М.Гайнуллин осветил деятельность К.Насыри как просветителя на общем фоне татарского просветительского движения.[26,27] В 60-70-е годы педагогические взгляды К.Насыри нашли довольно обстоятельное освещение в исследованиях профессора Я.И.Ханбикова. [171,172,173] В 1975 году, в связи со 150-летием со дня рождения К.Насыри, в Казани и на родине учёного состоялись торжественные собрания и научные конференции. На основе представленных докладов в 1976 году был издан научный сборник. В нём деятельность К.Насыри получила подробное освещение. Он был показан и как видный татарский ученый и писатель (М.Х.Гайнуллин), и как просветитель (Я.Г.Абдуллин), и как востоковед (С.М.Михайлова), и как лингвист (М.З.Закиев), и как историк (Р.Г.Фахрутдинов). В 80-90-е годы просветительская деятельность К.Насыри рассматривалась в трудах Я.Г.Абдуллина[1,2], Р.У.Амирханова[3,4,5], А.Ш.Асадуллина[7], В.М.Беркутова[14], Я.И.Ханбикова[174], Хузиахметова А.Н.[257], М.А.Усманова[150], А.Н.Юзеева[204], И.Р.Галиахметова, Г.Ж.Даутовой[45] и др. Однако указанные авторы не ставили перед собой задачи всесторонне представить педагогическое наследие выдающегося татарского учёного, педагога, просветителя. Между тем, в трудах К.Насыри освещены многие общепедагогические и дидактические проблемы школьного образования, подготовки учителей, представляющие значительный интерес и ценность для современной педагогической науки и практики, которые целостно не изучены и не разработаны. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью исследования педагогического наследия татарского просветителя и учёного XIX века К.Насыри, возможностями использования содержательного и воспитательного потенциала этого наследия в условиях постсовесткой школы и неизученностью факторов и условий формирования педагогических взглядов учёного, необобщённостью его трудов в целом и области естественно-математического образования в частности. Это противоречие подтверждает очевидность существования историко-педагогической проблемы: какие социально-политические, историко-педагогические условия и факторы сформировали просветительское мировоззрение и педагогические взгляды К.Насыри; каковы содержание и научно-методическое обеспечение естественно-математического образования в педагогическом наследии учёного? Педагогическое наследие К.Насыри мы рассматриваем как имеющее большой научный интерес не только с точки зрения истории развития образования и педагогической мысли, но и как источник практических советов и рекомендаций в решении современных проблем совершенствования содержания и методов обучения естественно-математическим дисциплинам. Это и обусловило выбор темы настоящей диссертационной работы: «Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри». Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить и представить в определенной целостности педагогические взгляды К.Насыри, выявить те научно-методические положения и рекомендации из его наследия, которые связаны с естественно-математическим образованием. Объектом исследования является педагогическое наследие Каюма Насыри. Предмет исследования - содержание, формы и методы организации естественно-математического образования, разработанные К.Насыри. В соответствии с предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи: 1. Раскрыть социально-исторические условия формирования мировоззрения и развития педагогических взглядов К.Насыри. 2. Выявить основные направления научно-методической и творческой деятельности учёного. 3. Систематизировать и обобщить теоретические положения К.Насыри по вопросам естественно-математического образования. Методологической основой данного исследования явились системный анализ, принцип историзма, единства национального, межнационального и общечеловеческого; учет национального самосознания народа и необходимость, в связи с этим, не только выявления национальных традиций, но и использование в их рамках соответствующих этнокультурных общностей. Исследование опирается на методологические и теоретические принципы теории и истории педагогики, в частности, на концепции нравственного воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, на подход к истории педагогики как части культуры, имеющиеся этнопедагогические исследования (К.Д.Ушинский, К.Ш.Ахияров, В.М.Беркутов, Г.Н.Волков, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков и др.) В сочетании с принципами историзма, научности, объективности, плюрализма, неразрывности педагогического и социально-культурного они обеспечивают выявление предпосылок и условий формирования педагогических взглядов К.Насыри. Методы исследования, применяемые в диссертации, характерны для историко-педагогических исследований. Для реализации принципа научного историзма использовались историко-ретроспективный и сравнительно-сопоставительный методы, а также научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве. Диссертант стремился к широкому многоаспектному освещению исторического фона для раскрытия конкретно-исторических условий формирования педагогических взглядов К.Насыри, к адекватному научному отражению их прогрессивного гуманистического содержания. Достоверность исследования обеспечивается системно-историческим подходом к изучению проблемы, четкими методологическими позициями, использованием большого количества историографического материала, адекватностью методов исследования его целям и задачам. Источниками исследования явились историко-педагогическая и философская литература по данной проблеме, труды по истории естественно-математического образования; работы К.Насыри, архивные материалы по исследуемой проблеме, хранящиеся в Российской государственной библиотеке (г.Москва), в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР), в Национальном архиве республики Татарстан (НАРТ), в Государственной публичной библиотеке (ГПБ) (г.Москва), в научной библиотеке КГУ им.Н.И.Лобачевского (г.Казань); литература о К.Насыри и его научно-педагогической деятельности. Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключаются в том, что в ней: 1) введены в научный оборот первоисточники К.Насыри, разнообразные архивные материалы по теме, позволившие глубже и полнее осветить научно-педагогическую деятельность К.Насыри, его вклад в развитие школьного естественно-математического образования; 2) определены социально-культурологические факторы формирования научно-педагогического мировоззрения К.Насыри: • татарская просветительская мысль, • народность демократической педагогики К.Д.Ушинского, • арабоязычная и ираноязычная литература, • европейская и русская культура; 3) выявлены общенаучные и педагогические взгляды К.Насыри: • стремление к подготовке гуманного, широко образованного человека, любящего свою родину и уважающего другие народы, • обоснование необходимости приобщения к культуре других народов, борьба против национальной самоизоляции, • негативное отношение к схоластической системе обучения в конфессиональных школах, • понимание того, что обучение должно быть всеобщим, не зависящим от социального и материального положения обучающихся и их родителей, • убежденность в необходимости перехода на прогрессивные методы преподавания, введение основ светских наук, преподавание на родном языке, изучение русского языка; народность обучения и воспитания и др.; 4) на основе по возможности целостного обобщения всего педагогического наследия К.Насыри выявлены и синтезированы: • прогрессивные идеи учёного в обучении детей естественно-математическим дисциплинам, • вопросы построения учебников по арифметике и геометрии и о методах изучения их, • просветительская деятельность учёного среди населения по вопросам естественно-математического образования; 5) раскрыто значение наследия К.Насыри для современного развития педагогической науки в целом и естественно-математического образования в частности. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты: • расширяют и дополняют представления об истории педагогической мысли татарского народа второй половины XVIII - XIX вв.; • создают предпосылки для углубленного исследования истории татарской педагогики; • способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе; • подтверждают необходимость использования полученного материала при чтении лекций, проведении практических занятий по соответствующим разделам программы истории образования и педагогической мысли, истории элементарной математики, методики преподавания математики и сопряженных с этими дисциплинами спецкурсов в высших и средних педагогических учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников образования. На защиту выносятся следующие положения: 1 .Совокупность социально-исторических условий формирования научно-педагогического мировоззрения К.Насыри. 2.Общенаучные и педагогические взгляды К.Насыри и факторы их формирования. 3.Содержание, методы и приёмы преподавания естественно-математических дисциплин в педагогическом наследии К.Насыри (опыт создания учебников, учебно-методических пособий по этим предметам, частные методики преподавания арифметики, геометрии, естествознания). Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения основных результатов и выводов работы на научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ «Актуальные проблемы гуманизации образования», Казань, 2000; на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие Н.М.Таланчука и современные проблемы социального воспитания», Казань, 2002; обсуждались на кафедре педагогики Казанского государственного педагогического университета; основные результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в центральных журналах «Профессиональное образование», «Мэгариф», в сборниках трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ. Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии. Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашей стране перед передовой наукой со всей остротой встали проблемы демократического обновления учебно-воспитательной работы, освобождение её от авторитарного и формалистико-декларативного характера. Объективным ходом общественного развития перед школой поставлены задачи раскрепощения педагогических отношений, преодоления однообразия учебно-воспитательной работы, установления ее связи с жизнью. Развитие новых общественных отношений неизбежно выдвигает вопросы совершенствования и разностороннего развития личности, требует осмысления совокупности всех влияний на формирование человека. При критическом осмыслении нашей действительности, когда происходит переоценка общечеловеческих ценностей, крайне необходима нравственность в понимании явлений и событий прошлого и настоящего, непримиримость к недостаткам, углубление духовности во всех сферах жизнедеятельности учащихся и студентов. Это требует возвращения к опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры. Идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения психологии народа, его культуры, для возрождения системы национального образования и воспитания подрастающего поколения [119]. В связи с этим большой интерес для педагогической науки представляет изучение педагогического наследия отдельных ее представителей. Среди ученых-педагогов XIX века, наследство которых привлекает все большее внимание, первое место принадлежит, несомненно, К.Насыри. Человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов, К.Насыри всецело посвятил себя проблеме обучения и воспитания подрастающего поколения. Формирование мировоззрения татарских педагогов-учёных европейского типа было тесным образом связано со знакомством с русской и западноевропейской наукой и культурой. Просветительские идеи среди татар впервые были выдвинуты на рубеже ХУШ-Х1Х веков виднейшими представителями татарской культуры Г.Утыз-Имяни, Г.Курсави, И.Хальфиным. Татарские просветители уже в первой половине XIX века стремились к усвоению передовой русской культуры, к созданию и развитию на её примере своей национальной культуры. Они мечтали о преобразовании религиозно-схоластических мэктебов и медресе в светские, делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей, литературой, языком и устно-поэтическим творчеством родного народа, что подготовило почву и ускорило формирование татарского просветительства как движения. Одним из важных результатов всего предшествующего развития татарской педагогической мысли является становление во второй половине XIX века татарского просветительского движения. С творчества Фаизханова, Марджани и Насыри начинается возрождение татарской педагогической мысли светской направленности. Секуляризация татарской культуры сказалась на углублении свободомыслия, перенесения акцентов с религиозного на светское знание, в интересе к внутреннему миру человека. Развитие светских тенденций сопровождалось интересом татарских просветителей к русской культуре, науке, стремлением овладеть современными естественнонаучными знаниями. Формирование передовой общественной мысли в Казанском крае во второй половине ХУШ-Х1Х веков происходило в период становления буржуазных отношений, формирования наций, отмены крепостного права в России. Население Казанского края, жившее в центре России, не могло остаться в стороне от новых веяний. Само время диктовало необходимость изменения новых форм бытия: общения, обучения, воспитания. Обновление духовной жизни татарского общества проявляется во многих сферах его жизнедеятельности. В просвещении - меняется методика преподавания учебных курсов. Татарское общество этого периода развития, чтобы выжить в условиях формирования капиталистических отношений, нуждалось в новых людях, которые должны были иметь светское образование. Впервые эта мысль прозвучала в творчестве Ш.Марджани, Х.Фаизханова и К.Насыри, которые в 6080-е годы XIX столетия создают произведения гуманистического звучания. Формирование педагогических воззрений К.Насыри происходило в период развития в Казанском крае монополистического капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Проводимая царским правительством политика в области народного образования состояла в укреплении самодержавия. Система образования была направлена на подготовку кадров, преданных господствующему классу. В многонациональном Казанском крае проводились христианизация и русификация нерусских народностей. Однако, признавая общую отсталость татар Среднего Поволжья и Приуралья в сравнении с другими народами Европы, следует отметить, что ещё в XVIII веке во всех татарских деревнях, где были мечети, действовали школы, в которых местное население обучалось элементарной грамоте и религии. Поэтому нельзя говорить о всеобщей неграмотности, но следует признать низкий уровень образования татарского населения, что было связано с догматическими методами обучения, отсутствием светских дисциплин в преподавании. В период педагогической и научной деятельности К.Насыри в татарском обществе были довольно влиятельны реакционные элементы - ка-димисты, которые выступали от лица религии. Мировоззрение К.Насыри вообще, его педагогические взгляды, в частности, складываются под влиянием, как восточной культуры, так и революционно-демократической педагогической мысли, под воздействием которых его просветительские взгляды эволюционировали и трансформировались в прогрессивные. Анализ трудов К.Насыри показывает, что интерес к совершенствованию системы образования своей страны у него был огромен и стал целью его жизни, посвященной пробуждению народа и освобождению его от феодальных пережитков. Распространение среди народа научных знаний как решающего средства преодоления отсталости обусловило выдвижение К.Насыри на первый план практических вопросов просвещения и принятия в этом направлении конкретных мер. Идея обновления татарской школы, её реформирование становится основной в педагогической деятельности К.Насыри. Главной задачей просвещения он считает радикальное изменение содержания и методов обучения, что становится основным в его педагогической деятельности. Таким образом социально-экономическое развитие России и острота политической борьбы в стране во второй половине XIX века, воздействие которых, несомненно, испытал на себе К.Насыри, а также тесная связь с идейным наследием своих предшественников, русская, западноевропейская, восточная наука и культура, под влиянием которых он стал интересоваться проблемами просвещения и его реформирования, были существенными факторами, способствовавшими формированию его мировоззрения и педагогических взглядов. Каюм Насыри выступил против изжившего себя абстрактно-догматического преподавания естественно-математических дисциплин, поставив задачу решительного сближения материала изучения с жизнью, взаимной связи предметов и воспитания у учащихся активного математического мышления. При этом он выступает не только как талантливый педагог-практик, но и как крупный методист. Программы, учебники, учебные пособия по арифметике, геометрии, географии, естественной истории, составленные К.Насыри носят научный характер и характеризуют его как талантливого педагога, как методиста нового прогрессивного направления второй половины XIX века. В учебниках К.Насыри творчески синтезированы достижения двух культур: татарской и русской. Он широко использовал в своих учебниках методические идеи русских педагогов второй половины XIX века. В частности, в предисловии к своей арифметической рукописи упоминает видного русского педагога И.И.ГГаульсона, арифметикой которого он пользовался. Но эти идеи не только преломились через призму самобытности содержания и методических принципов, разработанных лучшими представителями татарской математической школы, но и получили своё дальнейшее развитие в трудах К.Насыри. Как арифметическая, так и геометрическая рукописи К.Насыри послужившие первичным материалом для построения первых учебников для татарских школ на родном языке, могут служить в этом отношении убедительным примером. Содержание, система и методы изложения учебников у К.Насыри просты и ясны; они написаны доступным языком для учащихся татарских школ. Примеры и задачи, освещающие некоторые области применения математики, взяты из жизни. Несмотря на широкий круг арифметических и геометрических сведений, сообщаемых в учебниках, все же основная их цель и направление заключается в знакомстве учащихся с некоторыми первичными арифметическими и геометрическими понятиями и фактами и в дальнейшем - в использовании сообщаемых сведений при решении практических задач. Высокая оценка математическим учебникам К.Насыри в свое время была дана русскими учёными - проф. Н.Ф.Катановым [67] и чл.-корр.АН СССР Н.К.Дмитриевым. Большой заслугой К,Насыри является то, что, создавая первые учебники по математике - «Хисаплык» и «Гыйльме Ьэндэсэ», он одновременно разрабатывал научную математическую терминологию на татарском языке. При этом обращает большое внимание на то, чтобы каждый термин был доступен и понятен детскому возрасту. Многие слова, введенные им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учебниках по математике (например, слова сан, жию, аеру, булу и т.д.). Своими первыми учебниками по арифметике и геометрии К.Насыри не только открыл широкий доступ для татарской молодежи к светским знаниям, но и создал прочную основу для дальнейшей научной разработки учебников по арифметике, геометрии, истории естествознания. Новаторские идеи К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин носят научный характер. Скучному и догматическому заучиванию метафизических определений единицы, числа, величины, арифметических действий и т.п. он противопоставлял живое, наглядное обучение естественно-математическим дисциплинам. Значительный вклад внес К.Насыри в совершенствование типа и содержания урока, как основной формы организации учебного процесса. Его методические указания касаются буквально всех сторон урока: первоначальные понятия, объяснение нового материала, опрос, повторение, устные и письменные упражнения, система индивидуальных заданий и т.п. Идеи К.Насыри в области преподавания естественно-математических дисциплин приобретают особое значение, если учесть то, что они полностью совпадают с идеями видных русских педагогов, учёных и методистов, живших одновременно с К.Насыри. Это позволяет говорить, что К.Насыри стоял на правильных позициях в вопросах методики преподавания математики и естествознания. Многое сделал К.Насыри для создания первой светской татарской школы. Им была создана и внедрена в практику этой школы новая методика первоначального обучения математике, татарскому языку, русскому языку. В начальную школу вводились и сведения естественнонаучного характера. В корне изменились взаимоотношения учителя и учащихся. К преподаванию естественно-математических дисциплин К.Насыри предъявлял следующие требования: • строить преподавание на материалистической основе, чтобы все понятия имели реальное происхождение, чтобы учащиеся в процессе обучения познавали вещи реального мира; • научные знания должны быть усвоены учащимися последовательно и в строгой системе. В любой науке знание и навык вытекают из предыдущих, и сами могут служить основой для последующих. Систематичности и последовательности должно быть подчинено и расположение учебного материала; • усвоение научных положений должно быть сознательным. Обучение не должно быть формальным. Необходимо совершенствовать и разнообразить методические приемы, которые развивали бы в учащихся самодеятельность, любознательность, активность на уроке, повышали эффективность урока; • в основе обучения должна лежать наглядность; • разнообразные педагогические и методические приёмы при обучении должны применяться с учётом сил и возраста учащихся; • преподавание математики должно вестись в тесной связи с науками всего естественного цикла; • вырабатывать у учащихся уменье применять знания в практической жизни. Стремление сблизить преподавание естественно-математических дисциплин с практической жизнью, вооружить учащихся навыками и умениями, необходимыми для решения любого рода важных вопросов, научить сознательно, а не формально применять полученные знания к делу - это те звенья, которые роднят методику К.Насыри с методикой наших дней. В лице К.Насыри татарская педагогика имела выдающегося педагога-демократа, педагога-гуманиста, педагога-методиста, славные традиции которого чтят учителя современной школы. Таким образом, К.Насыри принадлежит значительная заслуга в отстаивании важности и актуальности педагогической науки, в раскрытии приёмов педагогического мастерства, в рациональном подходе и разработке педагогических проблем, которые выдвигались самим ходом социально-экономического и общественно-политического развития края, наличием многочисленных феодальных пережитков, процессом формирования татарской нации. В основу общественного прогресса, который он сводил, прежде всего, к духовному развитию народов, развитию наук, учёный положил просвещение и обучение. И поэтому для К.Насыри, естественно, на первом плане стоят рационализм с его идеей непрерывного развития разума, ставка на духовные средства, просветительство, реформистский путь развития. Гуманизм К.Насыри, отстаивание им духовной свободы человека имели важное значение для формирования в последующем рационалистических взглядов на личность, способствовали появлению новых нравственно-этических критериев и являлись значительным достижением татарской просветительской мысли второй половины XIX века. В области просвещения он отстаивал свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения, смещал с пьедестала закостеневшие традиции, подвергая критике схоластическую систему обучения. Просветительская деятельность К.Насыри по преобразованию татарских учебных заведений в целом отражала реальные потребности татарского общества и отвечала задачам его развития. Принимая во внимание то, как активно боролся К.Насыри за решение этих проблем, настраивая против себя реакционных мулл и ретроградов из стана царской администрации, мы не можем не прийти к заключению, что педагогическая деятельность К.Насыри носила демократический характер. Трудно отделить педагогическую деятельность К.Насыри от научной, но несомненно, что образование и воспитание татарского народа он считал своей главной целью, и на этом поприще добился значительных успехов. Совершенствованию обучения татарских школ он отдает все силы плоть до своей кончины. Каюм Насыри пытается осмыслить систему воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения: 1. Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы. 2. Учёт в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей. 3. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка. 4. Развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала, 5. Сочетание обучения с физическим трудом. 6. Гуманное и внимательное отношение к ребёнку. 7. Принципиальность по отношению к воспитываемому. 8. Личный пример воспитателя. Личности воспитателя, его нравственному облику и умственной подготовке К.Насыри вообще придаёт очень большое значение. Воспитание и обучение, считает он, очень важная и ответственная сфера человеческой деятельности. От их постановки зависит, каким будет расти человек, и какие качества в нём сформируются. Таким образом, можно утверждать, что К.Насыри в своей педагогической деятельности проявил передовые для своего времени педагогические взгляды, находившие поддержку среди активной части татарской интеллигенции. Среди новых подходов в системе образования в настоящее время следует придавать значение вопросам этнопедагогики, которая основана на прогрессивных традициях и обычаях народа, гуманистическом воспитании, любви к ближнему, уважение старших, формированию целостного мировоззрения человека, что явилось основой педагогических взглядов К.Насыри. Учитывая особенность Республики Татарстан, как многонациональной общности, важным является введение в состав национально-регинального компонента образования изучение педагогической культуры народов проживающих на территории республики. Отсюда - необходимость разработки программы курса и пособий в помощь учителям и учащимся, развитие школы, дошкольных учреждений на основе педагогики народа, что является одним из главных путей их обновления. Педагогическое наследие К.Насыри нисколько не утратило своей теоретической и практической ценности и представляет собой достойный памятник татарской культуры XIX века. А основные научно-теоретические принципы оптимизации содержания и методики преподавания естественно-математических дисциплин, разработанные К.Насыри, не потеряли значения и в настоящее время |